|
Экономический заступникЮбилей областной столицы станет праздником не только для самой Астрахани, но и для всей области. Ведь государство обратило внимание на многие социально-экономические проблемы региона и готово финансово поучаствовать в их решении. Порт Оля, видимо, попал в этот счастливый список. После визита в Оля Герман Греф заявил, что в этом порту в перспективе может быть создана открытая экономическая зона (ОЭЗ) портового типа. Этот реверанс вызывает удивление сам по себе. Ведь экономический потенциал этого расположенного в 100 километрах южнее Астрахани порта пока остается всего лишь теорией. Призванный стать основным торговым портом в транспортном коридоре «Север-Юг», он за период с 2001 по 2004 годы принес 15 миллионов рублей убытков, а в прошлом году переработал всего 120 тысяч тонн грузов. С осени прошлого года, когда появилась идея портовых ОЭЗ, основными претендентами на ее создание считаются торговые порты Новороссийска, Мурманска и Усть-Луги. Новороссийск, для сравнения, в прошлом году обработал 75 миллионов тонн. Однако Герман Греф оговорился, отметив, что Оля пока не тянет на статус особой экономической зоны, но вот если грузооборот порта возрастет до 20 миллионов тонн (больше чем в сто раз), то вопрос об ОЭЗ можно будет рассмотреть всерьез. Эта оговорка, как объяснили «ЮР» в министерстве промышленности и транспорта Астраханской области, делает создание ОЭЗ в Оля делом далекого будущего: — В этом году у Оля есть неплохой шанс приблизиться к обороту в миллион тонн грузов. На 20 миллионов тонн в год можно выйти не раньше, чем через десять лет, — рассказал замминистра Владимир Дергунов.
Транспортный заступникОднако и без Германа Грефа у порта Оля есть могущественные заступники. Так, осенью прошлого года министр транспорта РФ Игорь Левитин провел в Москве совещание с участием экспортеров грузов из Ирана, Узбекистана, Казахстана (порт Оля изначально задумывался как международный порт, большая часть обработанных в 2005 году грузов пошла на экспорт. Министр обратил внимание экспортеров на федеральное значение порта Оля и попросил их по мере возможности посодействовать в наполнении его грузами. От этого ходатайства в первую очередь потерял Астраханский порт. Астраханский порт тоже сориентирован на грузы южных соседей Российской Федерации. В прошлом году он обработал около 5 миллионов, примерно 4 миллиона из которых составил экспорт. Следуя просьбе Игоря Левитина, экспортеры решили, что грузы металла, леса и минеральных удобрений свыше этих 4 миллионов тонн будут направляться в порт Оля. Таким вот способом Астраханский порт был лишен возможности дополнительно заработать. Вообще, Оля, видимо, сейчас находится в фаворе как у федеральных, так и у региональных властей. Источник «ЮР» в областном минпроме не согласен с тем, что Астрахань незаслуженно обошли. — Астраханский порт максимум может обработать 6-7 миллионов тонн грузов в год. Так что прошлогодние 5 миллионов почти его предел. Ему некуда развиваться. Он находится в черте Астрахани, и строить дополнительные причальные стенки там очень сложно — просто нет места. К тому же некоторые операторы этого порта привыкли к своему монопольному положению и оказались не готовы к конкуренции — качество их услуг оставляет желать лучшего, — заявил источник. Помимо моральной помощи государство поддерживает Оля и материально. В этом году были выделены 120 миллионов рублей на строительство рейда и систем навигации. Правда, источник «ЮР» в минпроме считает, что этого смехотворно мало для реализации какого-либо значительного проекта. Но деньги — это дело десятое, гораздо важнее для Оля помощь административного ресурса: у порта появились инвесторы на 9 причальных стенок, хотя еще полгода назад работали всего две стенки. Операторы астраханского порта считают, что они уже пострадали от неконкурентных методов борьбы. В январе их грузопоток сократился в несколько раз из-за ухода части клиентов к южному соседу. Другим конкурентом Оля является Махачкалинский торговый порт. В министерстве промышленности Дагестана «ЮР» заявили, что федеральный любимец станет для Махачкалы конкурентом именно из-за поддержки властного ресурса. Но дагестанский порт имеет перед Оля важное преимущество: он не замерзает зимой.
комментарий «ЮР»
Генеральный директор Агентства инвестиций и развития Юга России Игорь Вдовин: — Порт Оля является южными воротами международного транспортного коридора «Север -Юг», который объединяет интересы стран Северной Европы, России, Ирана и Индии. Транспортировка по этому коридору короче, быстрее и дешевле, чем морским путем через Суэцкий канал. В условиях дефицита портовых мощностей на Каспии порт Оля, безусловно, привлечет внимание стратегических инвесторов — производителей товаров и транспортных компаний. Оля обладает конкурентными преимуществами по сравнению с другими российскими портами Каспийского региона. Это и отсутствие политических рисков, так как выход из порта проходит через внутренние водные пути к Балтийскому, Черному и Белому морям (в отличие от Махачкалы), есть потенциал для расширения, в отличие от портов Астрахани и Махачкалы. К тому же — это место будущей дислокации Каспийской флотилии, и он практически не подвержен 50-летнему циклу колебаний уровня воды в Каспии. Проект является кандидатом на получение финансирования из Инвестиционного фонда РФ, а ранее его полностью поддержало правительство Астраханской области.
Александр ВОРОБЬЕВ
|
|