Двери театр распахнул, к сожалению, не свои — пьесу играли на сцене грозненского киноконцертного зала. Да и «своих» актеров в театре почти не осталось. «В 1994 году здание театра было разрушено, все театральное хозяйство — реквизит, костюмы, декорации — сгорело, а актеры вынуждены были покинуть республику, разъехались, кто куда», — рассказала «ЮР» директор театра Раиса Межидова, — поэтому, когда началась работа над спектаклем, выход нашли единственно правильный в такой ситуации: пригласили актеров из Чеченского национального драматического театра имени Ханпаши Нурадилова. Люди там талантливые, многие получили театральное образование в Москве, и русский язык для них как родной». Надо сказать, что изрядно поредевшая труппа этого театра тоже лишь недавно вернулась домой — до этого актеры играли в Краснодаре, Анапе, Нальчике. Творческих «сил» национального театра на все роли правда не хватило, поэтому актерам приходилось по ходу спектакля «перевоплощаться»: они играли сразу нескольких героев пьесы, но по всему было видно, что делают они это с удовольствием. Зритель же, хотя эту ситуацию «срежиссировала» жизнь, скорей всего подумал, что это режиссерская задумка постановщика — заслуженного артиста Чеченской республики Руслана Хакишева. Пьеса Островского, которая больше известна под названием «Женитьба Бальзаминова», по мнению режиссера, актуальна в Чечне. «Несмотря на разницу во времени между той эпохой, когда писал свои пьесы Островский, и событиями сегодняшнего дня, такие пороки, как воровство, изворотливость, лицемерие, чинопочитание и холуйство не исчезают», — говорит Руслан Хакишев. И зрители восприняли спектакль очень оптимистично. Многие впервые в жизни пришли в театр, остальные не помнят, когда это было последний раз. И поэтому зал с интересом наблюдал за тем, что происходит на сцене. Комические ситуации, в которых оказываются герои, музыка, танцы — все это радовало зрителей, и они воспринимали спектакль как веселую комедию, а не язвительную сатиру. Что в чеченской ситуации, наверное и правильно. Был аншлаг, аплодисменты — все как когда-то, в прошлой жизни. Студенты актерского отделения Чеченского государственного университета пришли еще и «перенять опыт» — скоро, по словам министра культуры республики Мовлы Осмаева, здание театра им. Лермонтова будет восстановлено, а вместе с ним и еще два театра — им. Ханпаши Нурадилова и кукольный. Так что работы будущим актерам хватит. Строители обещают, что новый фасад театра им. Лермонтова изменится в лучшую сторону, рядом обустроят фонтан, а зрительный зал будет рассчитан на 150 мест. А чтобы театру было легче начинать с нуля — костюмы и декорации прислал Московский художественный театр.
Досье
История русского театра в Грозном началась в 1904 году, когда Евгений Вахтангов — будущий великий реформатор театра, начал ставить с непрофессиональными актерами первые спектакли. Официальный год открытия театра — 1938-й, а имя Лермонтова, который, как известно, бывал в Грозном, ему присвоили в 1941 году. Репертуар был традиционный: русская и зарубежная классика, национальная драматургия. Со сцены театра начались артистические карьеры таких корифеев, как Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Леонид Броневой.
Салима ИСЛАМОВА, Грозный