|
|
|
|
|
Знакомый — незнакомый театр
|
|
|
|
Большие театральные гастроли ведущих российских театров по регионам казалось, остались в прошлом. Театры, какими бы знаменитыми они не были, существуют на голодном пайке госфинансирования, и не в состоянии найти средства на выезд даже в соседние регионы. Провинциальные же актеры и режиссеры, не видя профессионального уровня мастерства собратьев по цеху, часто теряют представление о качестве собственного существования на сцене. Идет явное расслоение: мастерство словно остается в прошлом, бульварное трюкачество (танцевать; «хлопотать» лицом, чтобы смешить; ни в коем случае не думать, что творишь) обошло его на поворотах театрального процесса. Время от времени возникающие антрепризные проекты, заполонившие провинциальные сцены, вносят еще большую путаницу в представление о развитии современного театра. Никчемные пьесы, игра на знакомых штампах кино и сериальных звезд лишь добавляют печальных мыслей о глухом застое в русском драматическом театре. Потому приезд БДТ в Ростов-на-Дону сразу после Москвы стал большим событием для столицы ЮФО. Когда-то на премьеры в БДТ любители театра ездили специально в Ленинград со всей страны. Теперь питерский зал театра драмы заполнялся лишь процентов на 80. Да и слава театра поугасла. Казалось, что уникальная труппа старится. Буквально. Геронтологически. Вслед за великим мастером сцену покинули многие его соратники. Но оказалось, и ростовчане в этом убедились, старость знаменитому питерскому театру не грозит. Выросли новые мастера, а школа выдающейся актерской игры передается следующим поколениям актеров. В лучших постановках — все дышит творчеством. И это «Гогин дух» (Гога, с любовью называли Товстоногова за кулисами). Может быть, он сохранился потому, что художественное руководство театром после смерти мастера взял на себя один из его ближайших соратников Кирилл Лавров. Он и вышел на сцену в «Борисе Годунове» Пушкина в роли летописца Пимена, чтобы поведать: «Еще одно последнее сказанье». Мудрый старец, несущий много лет бремя долга перед будущим этого театра. Последнее сказание, поставленное Тимуром Чхеидзе, главным режиссером театра, потрясло зал. Какая стояла тишина! И как вдруг зал взрывался аплодисментами после особенно страстно сыгранных сцен! Режиссера мало волновало пространство смуты в пушкинской поэзии, он был занят двумя людьми — Борисом и Гришкой Отрепьевым-самозванцем. Получился удивительно гармоничный, абсолютный по стилю, чистый, очень обдуманный спектакль. Не просто спектакль — старинная, то ли русская, то ли грузинская, живописная фреска. Ничего лишнего. Каждый актерский жест каноничен, одна сцена плавно вытекает из другой. На этом суровом по изобразительной палитре фоне яркими красками образа выступал А. Ивченко в роли Годунова. В лике изможденного монарха-монаха, в грации плохо скрываемых чувств — торжества, обиды, мстительности — каком-то человеческом заземлении, он умирал на наших глазах так, что запершило в горле. Рядом Отрепьев (В. Дегтярь), словно из другого века поданный, декадентский самозванец с отрицательным знаком… Пять спектаклей привезли на Юг питерцы. В спектакле Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца» Т. Чхеидзе продемонстрировал другие возможности труппы. Неспешно и подробно, в нюансах развивалось действие: четыре часа, в тончайшей игре существовал на сцене актерский ансамбль во главе того же Ивченко-капитана Шотовера. «Человек, продавший душу дьяволу», организовывал вокруг себя в спектакле джазовый оркестр, в котором каждый персонаж изобретательно вел свою партию. Ни одного кикса не прозвучало в этих партиях. И зрители так же благодарно и внимательно следили за «музыкой» актерской игры-жизни. Такой же ансамбль организовал и К. Лавров в роли Мартина Клаузена в спектакле «Перед заходом солнца» (реж. Г. Козлов). «Мы играем спектакль не о том, как убивает ненависть. Мы играем спектакль о том, как убивает любовь». Лучше об этом спектакле и не скажешь. И снова в игре актера чувствовалась эта идея долга перед всеми, перед собой, перед театром, за который он отвечает. Ведь за последние годы несколько раз К. Лавров пытался подать в отставку с поста художественного руководителя БДТ. Оказалось — невозможно. Быть свободным от этого театра нельзя.
Наталия ЗОГРАБЯН
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|