География импорта Украинский концерн по производству крепких спиртных напитков Nemiroff в конце прошлого года открыл четыре торговых дома в регионах России. В том числе один в Ростове-на-Дону. — Работающий в регионе торговый дом — это один из эффективных инструментов повышения качества дистрибуции и способ получать оперативную и объективную информацию о региональном рынке, что важно для стратегии продвижения в России, — говорит «ЮР» председатель совета директоров Nemiroff Холдинг Александр Глусь.
— Насколько ТД должен улучшить показатели? — Мы ожидаем, что объемы продаж в Южном регионе будут расти на 10–15% в год, причем наша продукция представлена во всех регионах ЮФО.
— Есть ли смысл удерживаться, например, в Северной Осетии, где рынок почти на 100% занят местной сверхдешевой продукцией по 45 рублей бутылка? — Смысл всегда есть. И этот рынок доживет до того, что вырастет уровень благосостояния и потребители поймут, что если уж пить, то качественный алкоголь.
— Эта продукция качественная, а ее дешевизну часто объясняют неуплатой налогов. — Если не уплачен акциз, то это нелегальный продукт. А что удерживает нелегального производителя от выпуска некачественной водки? Ничего. Он не отвечает своим именем, его бренд не теряет стоимость. Мы точно знаем, что в России невозможно произвести легальную водку по 45 рублей бутылка. Главным конкурентом всех легальных производителей в РФ, в том числе и компании Nemiroff (а мы соблюдаем все нормы российского законодательства) я считаю именно нелегалов, потому что они по определению имеют экономические преимущества.
— В прошлом году Nemiroff объявил о намерении построить в России собственный водочный завод. На какой стадии находится проект? — Мы ищем площадку для строительства и уже очень много времени потратили на выбор места, которое бы соответствовало нашим требованиям, связанным с экологией, наличием запасов артезианской воды и развитой инфраструктурой. В вопросах, которые связаны с качеством продукции, компромиссы для нас неприемлемы. Область нашего поиска ограничена центром России, но те участ-ки, которые мы отсмотрели, не соответствуют стандартам: если есть, например, хорошая вода и земельный участок необходимого размера, то рядом нет железной дороги или не хватает электричества. Инвестиции в проект составят минимум $30 миллионов (780 миллионов рублей), строительство займет два года. Но так как новое производство связано с планами по дальнейшему освоению рынка США и Китая, и мы не можем ждать так долго, то Nemiroff рассматривает возможность покупки российского ЛВЗ.
— Уже есть варианты? — В этом случае мы также ограничились пределами так называемого «Золотого кольца». Из тех, что я видел, нам подходят четыре предприятия, то есть это качественные производственные мощности, и владельцы могут их продать за нормальную цену. Но поиск вариантов еще идет.
Биография импорта — Как известно, спиртное — этот такой продукт, от которого местные власти склонны активно защищать своего производителя. У вас сложности были? — Во всех регионах. С 1999 по 2003 годы мы торговали через импортера-дистрибьютора, совместно с ним разрабатывали стратегию продвижения, заходили и на южный рынок. Но рынок нас заметил в 2003 году, когда мы создали первый торговый дом в Москве и начали выстраивать дистрибьюцию. На долю этого ТД выпали все сложности, в том числе недобросовестная конкуренция с применением набора административных инструментов — от проверок контролирующих организаций до запугивания наших дистрибьюторов в местных органах власти. Самыми сложными были 2003–2004 годы. Мы даже выработали тактику арбитражной защиты своего бизнеса, кстати, во многих регионах никто не ожидал, что мы будем обращаться в суд.
— Некоторые российские производители считают, что алкогольный кризис прошлого года из-за введения ЕГАИС сыграл на руку импортерам, прежде всего украинским. Ведь действие импортной акцизной марки изначально было прод-лено на полгода. — Это совсем не так. От недостаточно подготовленного внедрения ЕГАИС пострадали как российские легальные производители, так и импортеры. Например, мы получили новые марки лишь в конце мая 2006 года. А выдавать старые перестали 31 декабря 2005 . Представляете, сколько надо было завезти продукции и заморозить оборотных средств, чтобы не допустить перебоев в поставках! У всех украинских производителей продукция закончилась в феврале. При этом местные производители продолжали создавать запасы на акцизных складах, что привело к перепроизводству. Тем не менее полки магазинов опустели уже к лету, и стабильные поставки удалось наладить лишь к осени. Увеличить оборот нашей компании позволило лишь то, что мы работаем на рынках 55 стран мира и недопоставки продукции частично удалось компенсировать отгрузкой в другие страны.
ДОСЬЕ «ЮР»
Александр Глусь родился в 1975 году в городе Городок Хмельницкой области (Украина). Окончил факультет «Экономика и Управление» Киевского национального экономического университета. Женат, воспитывает трех дочерей. Сын основателя компании Nemiroff и старейшины отрасли Степана Глусь. Карьеру начинал в 1996 году в Будапеште на должности руководителя экономического отдела местной компании. В 2001 году стал первым заместителем директора Немировского спиртового завода (город Немиров). С 2002 года — руководитель венгерского подразделения Nemiroff. С 2003 года — генеральный директор Торгового дома Nemiroff в России (Москва). В прошлом году Александр Глусь занял пост председателя совета директоров компании Nemiroff Холдинг, куда вошли два завода и ряд дочерних предприятий. Одновременно с этим он был назначен президентом этой управляющей компании. Александр Глусь гордится тем, что все рецепты алкогольных напитков компании Nemiroff создал его отец. Ведущий топ-менеджер лично контролирует все производственные процессы. В интервью удивляет журналистов глубоким знанием технологий производства. Большую часть времени проводит в самолетах, по пути на деловые переговоры за рубеж. Параллельно знакомится с вкусовыми пристрастиями жителей разных стран, от Англии до Китая. Знает много историй о национальных алкогольных предпочтениях. Любит бильярд, гольф и теннис, а в детстве серьезно увлекался боксом, лично хорошо знаком с суперзвездами профессионального ринга: от Майка Тайсона до братьев Кличко.
СПРАВКА «ЮР»
Nemiroff Холдинг — второй крупнейший производитель водки в мире. Свыше 40% всей продукции поставляется в Россию. Доля на российском водочном рынке составляет 3,3% и 4,9% в натуральном и стоимостном выражении соответственно. Оборот в 2006 году составил $408 миллионов (10,8 миллиарда рублей).
Сергей ПАВЛОВ