Вперед в прошлое В 2007 году рынок водки ЮФО, как и России в целом, пережил ренессанс — производители крепкого алкоголя вышли на исходные позиции, достигнув показателей 2005 года. Эксперты и производители в оценках единодушны. — Если посмотреть правде в глаза, не последнюю роль здесь сыграло законодательство, из-за которого в начале 2006 года никто не работал. Даже нашей компании, несмотря на то что к концу 2005 года мы успели запастись продукцией впрок, пришлось терпеть убытки, — вспоминает гендиректор компании «Регата» Алексей Колесников. По его словам, в нынешнем году компания выпустила более 600 тысяч дал водки, почти вдвое улучшив результат 2006 года. — Говорить о росте производства не совсем правильно. Ведь в 2006 году предприятия, по большому счету, не работали 2—2,5 месяца. У многих не было возможности ни заплатить за новые акцизные марки, ни за счетчики объема и концентрации спирта в готовой продукции для передачи информации в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета алкоголя (ЕГАИС). По итогам 2007 года мы просто вышли на уровень 2005, — соглашается Асхад Мечиев, сотрудник пресс-службы президента Кабардино-Балкарии. Эксперты полагают, что 2008 год для производителей водки будет стабильным, волнений стоит ожидать только в ноябре — на это время намечена очередная попытка запустить ЕГАИС. — На всех крупных предприятиях счетчики учета уже установлены — мы готовы к ЕГАИС. С другой стороны, нельзя с уверенностью сказать, будет ли готово необходимое программное обеспечение и как быстро можно будет его внедрить, — рассуждает пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. — Даже если все пройдет гладко, ожидать наращивания мощностей не придется, ведь спрос на водку не растет и полностью удовлетворен легальными и «серыми» производителями. По прогнозу Доброва, легальное производство водки останется на уровне 130—132 миллионов дал, но доля крупных предприятий увеличится за счет консолидации отрасли.
Алкогольные качели Рост общероссийского производства вина и коньяка в прошлом году замедлился. Разлив коньяка увеличился на 24,9% (против 41,6% в 2006 году), вина и того меньше — на 8,8 (48% в 2006 году). Как отмечают участники рынка, такое замедление вполне объяснимо: достичь в 2006 году высоких темпов роста виноделам помог запрет на импорт молдавского и грузинского алкоголя. — Отечественные производители нарастили производство, чтобы занять пустующую нишу. Когда ниша заполнилась, производство снизилось, — объясняет президент Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин. — Тем не менее рынок коньяка в России ежегодно растет на 20%. По оценкам участников рынка, положительная динамика коньячного рынка обеспечена ростом благосостояния населения и, как следствие, смещением потребительских предпочтений в более высокий ценовой сегмент. Прирост объемов производства коньяка в ЮФО (львиная доля приходится на Ставропольский край и Дагестан) на 23% можно считать успешными, учитывая, что летом прошлого года в Дагестане из 27 заводов производство было остановлено на 26. Причиной приостановки лицензии стало отсутствие у предприятий счетчиков алкоголя. В результате Дербентский и Кизлярский коньячные заводы, на чью долю, по данным НАА, приходится 20% российского рынка коньяка, потерпели убытки в 80 и 45 миллионов рублей соответственно. Виноделы ЮФО, подчиняясь общероссийской тенденции, также снизили объемы выпуска продукции. Тем не менее вина в ЮФО выпустили больше, чем в 2006 на 19,1%. А такой флагман южного виноделия, как Краснодарский край, снизив темпы роста производства вдвое, все же сумел превысить показатели позапрошлого года на 33,6%. — Ситуация в виноделии сходна с коньячной промышленностью. Динамика производства вина в ЮФО в 2007 году, как и по всей России, положительная, однако с августа производство падает — на прилавки опять вернулись молдавские вина. Я не исключаю, что результаты 2008 года будут куда скромнее показателей прошлого. Все ожидают «возвращения» грузинской продукции, — рассуждает Шапкин.
Анатолий ЕВТУШЕНКО