|
Снято! На сегодняшний день совокупный объем производства телевизионной и кинопродукции в России составляет порядка $700 миллионов. Отрасль достаточно динамично развивается, однако дефицит производственных мощностей и технологий приводит к снижению объемов и качест-ва производства. По оценкам экс-пертов, потребность в профессиональных студиях удовлетворена лишь на 20–30%. Россий-ские «создатели грез» вынуждены либо платить деньги в чужой карман, снимая отдельные сцены и даже целые картины на заграничных площадках, либо работать дома, довольствуясь тем, что есть. Некоторое время назад лакомым кусочком для кинематографистов была Ялта. В этом городе идеальные условия для съемок. Однако теперь Крым — заграница, и договориться с украинцами не так-то просто. В сложившихся условиях строитель-ство новых павильонов в России — дело полезное и даже выгодное, а Южный регион особенно привлекает киноиндустрию хорошей погодой и живописными пейзажами. Построить киностудию в ЮФО недавно вызвалась кинокомпания Russian World Studios (RWS), снискавшая себе славу такими работами, как сериалы «Бедная Настя», «Маросейка, 12», «Неотложка». На прошлой неделе она заявила, что уже готовятся к возведению современного кинокомплекса в Анапе. Стоимость проекта — $100 миллионов. В настоящее время ведутся предпроекционные работы, согласование различных нюансов с местными архитекторами. Как только текущие вопросы прояснятся, приступят к строительству, рассчитанному на 3–5 лет. Ядром проекта должен стать телекиноцентр, где разместятся основные съемочные площадки. Свобода выбора По задумке кинематографистов, Анапа должна заменить RWS Ялтинскую киностудию. — Анапа была выбрана не случайно. Здесь идеальный климат, обеспечивающий городу 280 солнечных дней в году, разнообразные ландшафты, международный аэропорт в 15 километрах от центра города, — пояснила «ЮР» Ирина Субботина, генеральный директор агентства «Информинвест», являющегося одним из акционеров ЗАО «Киностудия «Анапа-Фильм». Примечательно, что первоначально студию планировалось построить на побережье Азов-ского моря в Ростовской области. — Сюда, в Ростов, приезжал руководитель Госкино Армен Медведев, мы с ним вместе смотрели разные площадки в области, — рассказал «ЮР» Александр Обертынский, секретарь правления Союза кинематографистов России. — Но, к сожалению, мы не нашли инвесторов, которые бы согласились вложить средства в киностудию. Правда, что именно хотели кинематографисты от инвесторов — пока коммерческая тайна. Из-вестно только, что контрольным пакетом акций будущей киностудии будет владеть RWS. Новая «Анапа-Фильм» должна, по задумке ее создателей, вступить в конкуренцию с Мосфильмом и Горьковской киностудией. — Так надоели одни и те же московские актеры, каждый раз мелькающие на экране. Я называю это расизмом по географическому принципу, — комментирует ситуацию господин Обертынский. — Вообще, на Юге есть все предпосылки для создания хорошего кино. Соперники Однако у анапского проекта есть не только сторонники. По мнению некоторых игроков кинобизнеса, развитие киноиндустрии на Юге России должно идти несколько по другому сценарию, чем предполагает «Анапа-Фильм». — Должен быть создан центр аккомодации киностудийных средств, что-то вроде Голливуда, — заявил «ЮР» Олег Бередин, генеральный директор Новороссийской киностудии. Он полагает, что строительство единичного киноцентра на всем Юге нецелесообразно, как в силу природно-географических условий, так и технических возможностей того или иного региона. — И речь идет не столько о современном дорогостоящем оборудовании, сколько о закадровом персонале, актерах второго плана и подготовке непосредственно к съемочному процессу, — уверен Олег Бередин. — А если просто взять двор и огородить его забором с вывеской «Анапская киностудия», то это никому не нужно. При этом конкуренция со стороны Анапы Новороссийск не пугает. По словам господина Бередина, благодаря военно-историческому наследию города и окрестной природе Новороссий-ская киностудия занимает достаточно сильные позиции в регионе и сохранит их за собой в будущем. Да и конкуренты пока существуют только на бумаге. Пока в Краснодарском крае планируют, в Северной Осетии собирают камни. При советской власти здесь создали свой Голливуд. При современной демократии — развалили. — В свое время Северную Осетию вторым Голливудом называли: мы на базовой студии по производству телевизионных фильмов на Северном Кавказе раньше по два полнометражных телевизионных игровых фильма в год снимали плюс около 20 документальных лент, а теперь не больше двух документальных короткометражек, — рассказал председатель Северо-Кавказского отделения Союза кинематографистов России Вячеслав Гулуев. — А можно же все восстановить, к тому же и помещения есть, и кадры. По мнению производителей фильмов, Юг России вполне может соперничать даже с Голливудом. Однако для этого нужно развивать сеть кинотеатров. По мировым требованиям, на 50 тысяч зрителей должен приходиться хотя бы 1 кинотеатр. В России, да и в ЮФО этот показатель в несколько раз ниже. Поэтому пока основным российским продуктом остаются долгоиграющие сериалы. Ряд последних «шедевров» киноиндустрии снимался на Юге — это сериалы «Атаман», «Оперативный псевдоним» и боевик «Антикиллер». Для сравнения, в советские времена Юг России давал вдохновение для съемок таких фильмов, как «Тихий Дон», «Ко мне, Мухтар», «Брильянтовая рука». В Чечне снимался фильм Никиты Михалкова — «Свой среди чужих, чужой среди своих».
КОММЕНТАРИЙ «ЮР» Людмила Полякова, специалист питерской киностудии «РИНКО Медиа»: — Кинобизнес считается пятым в мире по уровню доходности. Естественно, очень прибыльным занятием можно назвать и съемку сериалов. Минимальные вложения, которые требует подготовка одной серии, — $100–120 тысяч. Оптимально когда в сериале от 4 до 12 серий. В среднем, хороший сериал может принести 50–100% прибыли. Успех сериала во многом зависит от качества сценария и актерского состава. Однако решающее значение имеет попадание продукта на три главных канала — Первый канал, РТР и НТВ. Здесь ситуация, как говорится, вполне российская. Поэтому оптимальным вариантом является съемка сериалов по заказу этих каналов или хотя бы с гарантией, что сериал возьмут. В противном случае кинокомпания может столкнуться с тем, что сериал даже не окупит себя. Независимый игрок может рассчитывать на прибыль, если снимает дей-ствительно очень качественный фильм. Известные российские сериалы, которые постоянно повторяют по разным каналам, могут принести доход в несколько раз превышающий затраты.
Ирина СКРЫННИК
|
|