— Расскажите о вашей продюсерской компании.
— Она занимается созданием спектаклей и кинофильмов, уже десять лет совместно с Госкино в разных городах России проводит детский кинофестиваль «Кино-ежик». Пока самый известный наш фильм — это режиссерский дебют Гарика Сукачева «Кризис среднего возраста». Компания выпустила и занимается прокатом порядка двадцати спектаклей с участием таких звезд российского театра и кино, как Татьяна Василь-ева, Дмитрий Харатьян, Валерий Гаркалин, Лия Ахеджакова.
— Работа в исполнительной власти не сказалась на компании отрицательно?
— Я бы так не сказал. За это время было выпущено несколько спектаклей, проводился кинофестиваль. Компанией уже долгое время управляет моя супруга Инна, ей это нравится и у нее хорошо получается. При мне, наверное, что-то было бы иначе.
Уйдя в декабре в отставку, я, в частности, начал готовить к выпуску фильм «Поцелуй не для прессы», который почти пять лет пролежал на полке. У меня не было времени им заниматься. В начале февраля в Москве состоялась его презентация, а на прошлой неделе прошел единственный пресс-показ.
— Кто из звезд снимается в фильме?
— Главную роль сыграл Андрей Панин. Также в фильме снялись Александр Белявский, Раиса Рязанова, Дарья Михайлова и другие. Музыку к фильму написал очень известный итальянский композитор Луиджи Тонем, который работал с Тото Кутуньо и Джо Дассеном.
— О чем фильм?
— Мы хотели показать политика с необычной стороны. Политики в фильмах обычно взяточники, карьеристы или откровенные неудачники. Мы изображаем политика как обычного человека, у которого есть жена и дети, переживающие вместе с ним его движения по карьерной лестнице. По большому счету, это фильм о жизни и о любви.
— Прототипом главного героя действительно является Владимир Путин?
— Наш герой — собирательный образ, имеющий черты тех политиков, которые сегодня работают в стране, в том числе и нашего лидера. Герой «Поцелуя не для прессы» тоже ленинградец, занимался самбо и служил в Германии.
— Какой пост занимает персонаж Панина?
— В фильме он достиг политических высот, но каких именно, не говорится.
Только
самоконтроль
— Презентация фильма прошла успешно?
— Присутствовало около двухсот представителей СМИ, треть из них — иностранцы. Фильм вызвал огромный интерес на Западе. О нем были публикации в ведущих изданиях США и Европы, например в New York Times. Они писали, что в России выходит первый фильм такого рода, который даже выделяется в отдельный жанр — biopic. То есть картина, содержащая элементы биографий людей, которые сейчас вызывают огромный интерес общества.
— Есть мнение, что культура в России так или иначе контролируется государст-вом. А темы, которые хотя бы слегка касаются персоны президента, вообще необходимо одобрять в администрации президента.
— Подобные вопросы больше всего интересуют иностранную прессу. Были ли у меня консультанты, спрашивал ли я у кого-то разрешения? Ни у кого ничего я не спрашивал. О фильме стало известно в 2004 году, с тех пор на меня никто не пытался выйти, чтобы оказать какое-то давление. Не знаю законов, в силу которых это было бы возможно.
— Тут речь не о законе, а об административном ресурсе.
— Как бы кто не верил и не сомневался, я считаю, что в России по-
строено демократическое общество. Только у нас часто путают демократию и отсутствие какого бы то ни было самоконтроля. А он, так же как элементарные морально-этические качества, необходим, когда берешься за любое серьезное дело.
— Вы упоминали подготовку к выпуску уже отснятого «Поцелуя…». В чем она заключалась?
— Во-первых, исключительно технические моменты. Потом маркетинг, создание образа фильма. Организация выпуска его на DVD.
— Насколько масштабным был маркетинг?
— Никаких массированных компаний не было, только презентация и пресс-показ. Будут еще презентации в других городах. Кроме того, у нас партнерские отношения с сайтом odnoklassniki.ru, на котором фильм рекламировался.
— Фильм не выйдет на широком экране?
— Нет, по одной простой причине: аудитория кинотеатров — это молодые люди 14—20, максимум 25 лет. «Поцелуй не для прессы» рассчитан на людей старше. К тому же поход в кинотеатр — дело затратное, а это фильм для семейного просмотра. Мы сделали так, чтобы стоимость DVD не превышала 150 рублей.
— Сколько планируете продать копий?
— Я для себя планки не устанавливал. Еще до начала продаж
(14 февраля — День влюбленных) от оптовиков было получено заказов примерно на 500 тысяч штук. Я не сомневаюсь в коммерческом успехе. Мы уже ведем переговоры о телепоказе в некоторых странах СНГ.
Отдых от кресла
— Переход из исполнительной власти обратно в бизнес дался вам легко?
— Госслужащий должен быть готов к тому, что кресло закреплено за ним не навсегда. Но после чудовищной круглосуточной нагрузки на посту вице-губернатора у меня перед Новым годом образовался вакуум. Чтобы не быть им раздавленным, я сразу ушел в кинопроект. Сейчас я на нем отдыхаю. Как завершу его, посмотрю, чем заняться дальше.
— Весь прошлый год исполнительная власть края боролась с администрацией Ставрополя. Вы с губернатором Черногоровым преодолевали более серьезные препятствия, чем то, из-за которого подали в отставку (Воропаев вступился за уволенного по статье председателя комитета по госзаказу Игоря Грецкого — «ЮР»).
— Дьявол, как говорится, скрывается в мелочах. Для меня важен командный дух, чувство локтя. Я не имею права никого (Грецкого — «ЮР») предавать, если сам не хочу быть преданным.
— Весь прошлый год губернатор доверял вам больше, чем многим своим давним соратникам.
— Я ни единого дня не сомневался, что губернатора подставили, дезинформировали. В ситуации разобрались поверхностно, меня не выслушали, что, по-моему, неправильно. Впрочем, глава исполнительной власти имел полное право принять такое решение, а я имел полное право поступить так, как я поступил.
Александр ВОРОБЬЕВ