Еле тянет Кино на Северном Кавказе по-явилось во время Великой Отечественной войны, когда во Владикавказ эвакуировали Ростовскую студию кинохроники. После победы вся техника и архивные киноленты, по просьбе правительства республики, остались на Кавказе и послужили основой для создания новой киностудии. В 1967 году на базе североосетинского телевидения был образован кинокомплекс Северного Кавказа. Финансировало этот проект Центральное телевидение. Северокавказский кинокомплекс стал базовым для всех республик региона — Осетии, Чечено-Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, а затем и Ставропольского края. — Мы снимали по два художественных фильма в год, — говорит Вячеслав Гулуев, председатель Северо-Кавказского отделения Союза кинематографистов РФ. — Но тогда деньги на создание фильмов выделяло государство. Сейчас деньги никто не выделяет — ни агентство кинематографии, ни телеканалы. В РСО есть северокавказская студия кинохроники, которая обслуживает регионы — Дагестан, Чечню, Кабарду, Ставрополье, Осетию, Карачаево-Черкесию, кроме Ростова и Краснодара (там свои студии). Она еле-еле тянет, всех людей вывели за штат. Остались только дирекция и бухгалтерия. Но так везде. Посмотрите, по стране большие студии закрываются, как нерентабельные. Остались только «Мосфильм», «Студия им. Горького», еле существующий «Ленфильм». Хотя в прош-лом году нашей студии утвердили в Москве четыре документальных фильма и журнал «ЮФО». Но даже этих денег, выделяемых на съемки заказных фильмов, не хватит на то, чтобы год содержать студию. К тому же документальный фильм дешевле снять, чем художественный. Окупают себя только те фильмы, которые раскручивают сильнейшей рекламой.
Здесь будет Голливуд Тем не менее Северный Кавказ все больше привлекает внимание деятелей кино. О кинематографичности природы Кавказа, о богатом и разнообразном национальном материале говорит каждый режиссер, который здесь побывал. — Кавказ своей поразительной красотой всегда вдохновлял великих людей: Пушкина, Толстого, Лермонтова, Булгакова… Здесь может быть свой Голливуд! И будет спокойно и хорошо работаться, — уверяет «ЮР» Никита Михалков. — Еще и потому, что эта студия будет далеко от центра. Появится качественно новый кинематограф, поскольку эти места не терпят фальши и суеты. Думаю, на Кавказ будут с удовольствием приезжать не только российские кинематографисты, но и зарубежные коллеги. Кавказским радушием воспользовался в прошлом году, к примеру, известный режиссер Александр Сокуров. Поначалу мэтр намечал съемки в Кабарде, но потом нашел более подходящую натуру и массовку в Чечне. Теперь фильм «Александ- ра», снятый в Грозном, представляет нашу страну на Каннском фестивале. Появление «Кавказ-фильма» было бы на руку не только заезжим киногруппам. — Если бы существовала такая студия, на Кавказе было бы однозначно легче снимать кино, — мечтает Али Велибеков, один из создателей молодежного дагестанского фильма «Во сне и наяву» (ироничная пародия на известные голливудские кинохиты в постановке и исполнении махачкалинской молодежи прошла с большим успехом в прошлом году в кинотеатрах Дагестана). — Мы, снимая свой фильм, начинали с нуля, без всякой поддержки, и нуждались в любой помощи. Хотя бы аппаратурой, ведь это уже половина дела. Сейчас на Кавказе велик интерес к кино. Какой бы ни была база такой студии, в течение нескольких лет ее можно преумножить. На 60–70% любая киностудия практически окупаема. По собственному опыту сужу, наши минимальные вложения в кино увеличились в 5–6 раз. Ведь у нас в Махачкале доходная часть фильма идет именно от проката в кинотеатрах. Грубо говоря, можно вложить в создание фильма порядка 300 тысяч рублей, а выкачать из него около двух миллионов. Правда, из-за нашей молодости и неопытности большие деньги на нас сделали большие дяди — кинопрокатчики, например. После выхода нашего фильма мы смогли лишь окупить долги. Ведь из этих двух миллионов мы получили порядка 700–800 тысяч рублей. Даже камеру и технику не смогли купить, на которые рассчитывали. Сейчас опять начинаем все с нуля.
Всем миром В возрождении кавказского кино должны быть заинтересованы и федеральный центр, и региональные структуры, считают эксперты. А уж как этот интерес будет выражаться — в виде создания «Кавказ-фильма» или в виде ежегодного выделения денег на производство фильмов — решать совместными усилиями. — Конечно, если бы на Кавказе была студия, куда ежегодно давали бы до $5 миллионов, где бы заседала своя экспертная комиссия, отбирающая на конкурсной основе тематику, сценарные заявки, наиболее одаренных людей, — было бы хорошо, — резюмирует Вячеслав Гулуев. — Но важнее другое, чтобы в какой-нибудь фонд при правительстве или при полпредстве целенаправленно шли деньги на производство фильмов. Не обязательно иметь техническую базу, ее можно и арендовать, в том же «Мосфильме», нужны деньги и талантливые головы. Содержание студии обойдется дороже, чем съемки картины. Одна Северная Осетия такую ношу не потянет.
СПРАВКА «ЮР»
Фильмы северокавказ-ской киностудии: 1968 год — фильм-опера «Возвращение Коста», режиссер В.Чеботарев. 1968 год — «Костры на башнях», режиссер В. Чеботарев. 1969 год — «Жизнь, ставшая легендой», режиссеры Ю. Чулюкин и Б. Дзбоев. С 1970 по 1985 годы — «Чермен», режиссер Николай Санешвили, «Кольцо старого шейха», режиссер Р. Гаспарянц, «Крутизна», режиссер И. Бурнацев, «Горец» («Хохаг») и «Фарн», режиссер М. Джусоев, «Легенда горы Тбау», режиссеров Р. Гаспарянца и М. Немысского, «Волшебная папаха» режиссер И. Бурнацаев, фильмы Б. Дзбоева «Долг и честь», «Песня о республике». Наиболее известные фильмы, снятые на территории ЮФО: «Тихий Дон», режиссер Сергей Бондарчук (на деньги итальянской продюсерской фирмы Эницо Рисполи), 1989–1991 годы, некоторые сцены снимались в Ростовской области. «Кавказский пленник», режиссер С. Бодров-старший, 1996 год, съемки в Дагестане. «Блокпост», режиссер Александр Рогожкин, 1998 год, съемки в Адыгее и Краснодарском крае. «Александра», режиссер Александр Сокуров (на деньги иностранных инвесторов), 2006 год, съемки в Грозном. Прокатные удачи и неудачи «южных» фильмов: «Война», режиссер Алексей Балабанов, 2002 год, снимался в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечне, Москве, Санкт-Петербурге, Тобольске и Лондоне. Бюджет — около $1,5 миллиона. За год проката не окупился. «Антикиллер», режиссер Егор Кончаловский, 2002 год, часть сцен снималась в Ростове-на-Дону. Бюджет — около $3 миллионов. Прокат — за год $1,3 миллиона. «Бумер-2», режиссер Петр Буслов, 2003 год, некоторые сцены были сняты в Ростовской области. Бюджет — малобюджетный (менее $1 миллиона). Собрал в прокате $13 миллионов. «9 рота», режиссер Ф. Бондарчук, 2005 год, некоторые сцены снимались в Краснодарском крае. Бюджет — $9 миллионов. Собрал в прокате около $25 миллионов.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА