|
|
|
|
|
Авиа-sale
|
|
|
|
Руководство ФГУП «Авиалинии Дагестана», которое сейчас продвигает этот проект, заявляет о том, что по его реализации будет создано от 200 до 400 дополнительных рабочих мест, а платежи в бюджеты всех уровней составят 116 миллионов рублей. Правда, выводы республиканских властей кардинально иные. Недавняя комиссия во главе с министрами транспорта и госимущества Дагестана Казбеком Кандауровым и Михаилом Гашимовым после изучения инвестиционного проекта пришла к выводу, что количество рабочих мест не только не увеличится, но и должно быть сокращено на 30%. Кроме того, найти инвестора, готового вложить деньги в такое беспокойное хозяйство, как «Дагавиа», будет непросто. Помимо бюджетных долгов, сумма которых составляет 142 миллиона рублей, предприятие овеяно разного рода скандалами. А деньги любят тишину. Эксперты не исключают, что в отсутствии системных инвесторов ФГУП «Авиалинии Дагестана» разойдется по кусочкам в руки «приближенных ко двору». Схемы предельно просты и формально абсолютно законны. Одним из объектов, на который могут «положить глаз», является пятиэтажная гостиница при аэропорте. — Мы были бы рады, если за эту гостиницу кто-то возьмется. Она не приносит дохода, — заявил «ЮР» генеральный директор «Дагавиа» Мирза Омараев. Между тем за гостиницу уже «взялись». Ее сдали в аренду на 49 лет зятю финансового директора ФГУП «Авиалинии Дагестана» Саидат Раджабовой (который помимо гостиницы занимается также и обеспечением питания в самолетах). Из 50 номеров прилетающие экипажи используют лишь 6. Сейчас в гостинице идет ремонт, деньги на который получены в виде 4-миллионного кредита в дагестанском филиале одного из московских коммерческих банков. Однако, по мнению источников «ЮР» в МВД республики, подобное развитие событий очень похоже на распространенную схему отчуждения имущества. Берется заведомо невозвратный кредит. В счет погашения банку-кредитору предлагается имущество предприятия, а уж потом все участники сделки распределяют свои доли. По словам источника, именно эту схему выгоднее всего использовать, если кто-то захочет получить свою долю от ФГУП. Такую, к примеру, как VIP-зал, отстроенный за 35 миллионов бюджетных рублей. Учитывая, что аэропорт Махачкалы не может принимать тяжелые самолеты (в том числе и потому, что во время военных действий в Чечне отсюда взлетали военные борты, которые сильно подпортили взлетно-посадочные полосы), деньги можно было бы направить на модернизацию. Однако если будет принято решение о приватизации здания аэропорта, то заинтересованность в новехоньком VIP-зале становится понятной. С недавних пор генеральный директор ФГУП «Авиалинии Дагестана» Мирза Омариев стал активным борцом за соблюдение антимонопольного законодательства. Подвигло его на это ООО Топливно-заправочная компания (ТЗК) «Дагавиатоп», созданное в 1998 году на базе аэропортовской службы ГСМ. Правда, в 2004 году проверки деятельности ФГУП «Авиалинии Дагестана» показали, что передача от ФГУПа в ООО основных средств происходила с нарушениями закона. Рыночная стоимость активов составляла 1 миллион 325 тысяч рублей, а передавались они по остаточной стоимости (386,5 тысячи). Таким образом, ущерб государству составил 938,9 тысячи рублей. По мнению Омариева, ТЗК, пользуясь своим положением, запрашивает неоправданно высокие цены на авиатопливо. А полностью отказаться от поставок нет возможности, поскольку емкости для хранения топлива есть только у «Дагавиатопа», который не соглашается занимать их чужим товаром. Поэтому, к примеру, в 2005 году «Дагавиа» купили 2500 тонн (около 36% всего потребленного) у предпринимательницы Аллы Умаровой. Она продавала авиакеросин дешевле (в Дагестане эта женщина, правда, больше известна не предпринимательскими талантами, а тем, что была личным секретарем экс-председателя Госсовета Магомедали Магомедова). Официально ПБОЮЛ Умарова покупает авиакеросин там же, где и «Дагавиатоп» — на Волгоградском НПЗ компании «ЛУКОЙЛ», то есть за тысячу километров от Махачкалы. И точно также транспортирует его в Махачкалу: железнодорожным транспортом до ближайшей станции Тарки Махачкалинского участка СКЖД. Оттуда автозаправщики «Дагавиатопа» везут топливо в аэропорт и переливают в собственные емкости фирмы, где оно и хранится до реализации. Как заверил «ЮР» гендиректор ТЗК «Дагавиатоп» Абдулла Расулов, несмотря на удаленность от поставщиков, цены на авиакеросин в Махачкале сегодня сопоставимы с ценами в Волгограде или Москве — за счет меньших издержек и торговой наценки. В дополнение ко всему, представители руководства Волгоградского НПЗ неоднократно отмечали, что в их адрес поступают письма из правительства РД с настойчивыми просьбами отгружать топливо именно для ПБОЮЛ Умаровой. — Омариев постоянно обвиняет нас в дороговизне топлива. Но он же отлично знает, что из-за того, что к аэропорту нет подъездных путей, керосин из цистерн приходится перегружать в автозаправщики и везти за 9-10 км. Наша торговая наценка не превышает 11%, — рассказал «ЮР» генеральный директор ООО ТЗК «Дагавиатоп» Абдулла Расулов. Разница в ценах, по мнению Расулова, имеет искусственное, а не рыночное происхождение. По его словам, «Дагавиатоп» пытался снижать цены, однако каждый раз товар конкурентки оказывался дешевле. — У меня работает 55 человек, фонд зарплаты составляет около 400 тысяч рублей в месяц, поддерживается в исправном состоянии техника и другое имущество, регулярно выплачиваются налоги. Умарова же «работает» одна, — поясняет он. — То, что сейчас делает Омариев под предлогом борьбы с моим «монополизмом» может реально привести к тому, что я потеряю свой бизнес, а устоявшийся коллектив — работу. Между тем Мирза Омариев, дабы, по его словам, избежать ненужной конфронтации, намерен (в дополнение к уже имеющемуся ТЗК «Дагавиатоп») создать еще один ТЗК в аэропорту Махачкалы и не зависеть от «Дагавиатопа». Один из самых громких последних скандалов связан с противостоянием ФГУП «Авиалинии Дагестана» и частных турфирм. Предмет спора — рейс в Турцию. Ежегодно на него продается порядка 11,5 тысячи билетов. Билет до Стамбула и обратно стоит $400. Таким образом, цена вопроса, по оценкам экспертов, не менее $4,5 миллиона в год. Именно за счет этого рейса, по словам генерального директора ФГУП Мирзы Омариева, предприятие может позволить себе «роскошь» содержать убыточные маршруты. К их числу относятся не только внутренние (такие как Махачкала-Ростов-на-Дону), но и заграничные (Махачкала-Дубаи). В апреле 2005 года ФГУП получило лицензию на регулярные международные перевозки пассажиров на линии «Махачкала-Стамбул». Приблизительно через полгода им присвоили статус назначенного перевозчика на этом маршруте. Фокус в том, что регулярные рейсы в Турцию существовали в расписании махачкалинского аэропорта и раньше. Причем — без лицензии. Махачкалинским ЛУВДТ даже было заведено уголовное дело, в котором «Дагавиа» проходило подозреваемым по факту «незаконного извлечения дохода в особо крупном размере». ФГУП фигурирует и в других уголовных делах, правда, уже по совсем иным поводам. Именно турецкий маршрут стал яблоком раздора между дагестанскими туроператорами и «Дагавиа». Предприниматели заявляют, что ФГУП отказывается предоставлять турфирмам свои самолеты для фрахта. Но при этом, по словам главного оппонента «Дагавиа» — генерального директора ООО «Сириус» Магомедхана Арацилова — госпредприятие, не имея лицензии, фактически занимается туроператорской деятельностью. И, используя возможности монополиста, подмяло под себя этот сегмент туристического бизнеса в республике. — Багаж наших клиентов подвергается необычайно тщательному досмотру, «теряется» или прибывает со значительным опозданием. При этом груз «своих» отправляется в первую очередь и без проблем, — возмущается Арацилов. — Авиакомпания продолжает совершать чартерные рейсы за границу, втихомолку указывая в документах мои реквизиты и туроператорскую лицензию. Слова Арацилова косвенно подтверждаются и официальными документами, прибывшими из Министерства транспорта Турецкой Республики в них указано, что рейсы, которые намерено осуществлять ФГУП на линии «Махачкала-Стамбул-Махачкала» с марта по октябрь 2006 года, являются «летними туристическими чартерными полетами». А в качестве лицензированного туроператора (или фрахтователя) указана … турфирма «Сириус»! — Как нам объяснил гендиректор «Авиалиний Дагестана» Мирза Омараев, путаница произошла из-за того, что турецкая сторона пару раз неправильно приняла радиограммы, — рассказал «ЮР» Шамиль Закаряев, специалист УФАС Дагестана. По официальной версии, ФГУП, не допуская туроператоров к рейсу, блюдет свои интересы и интересы клиентов: — «Дагавиа» не намерено предоставлять свои самолеты для выполнения чартерных рейсов в Турцию ни ООО «Сириус», ни другим турфирмам, в том числе и потому, что приступило с конца мая сего года к выполнению регулярных международных рейсов в эту страну, — заявил «ЮР» помощник генерального директора «Авиалиний Дагестана» Иосиф Лихтман. Об интересах простых пассажиров в «Дагавиа» тоже не забывают. — Мы продаем билеты по $200, а турфирмы «сдирают» за перевозку по $250-260. На каком основании они берут деньги за перевозку, не имея лицензии перевозчика? — возмущается финансовый директор ФГУП Саидат Раджабова. При этом госпожа Раджабова, возможно, забыла упомянуть, что курс доллара в аэропортовских кассах отличается от установленного ЦБ РФ. К примеру, 14 мая за билет стоимостью $300 пассажир уплатил 8700 рублей, то есть $1 стоил 29 рублей (курс ЦБ на этот момент составлял около 27 рублей). Туроператоров Дагестана обвиняют также в том, что они не только завышают цены, но и могут создать реальную угрозу безопасности: «Использование самолетов авиакомпании для выполнения заказных чартеров считаем необоснованным и вредным. У нас есть достаточно сведений о том, что при выкупе всей коммерческой емкости туроператоры провозят незадекларированные объемы груза (контрабанда) и лиц, имеющих отношение к террористическим организациям», — говорится в письме бывшего заместителя руководителя Росавиации Николая Зленко (№НЗ-764 от 15 мая 2006 года), направленном в ответ на жалобу «Сириуса».
Хабиб МАГОМЕДОВ, Циала ТАГАДРЯН
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|