|
О приватизации «Аэропорта Сочи» «ЮР» писал уже не раз (см. № 18; 29). Отдать в частные руки крупнейший аэровокзал черноморского курорта решили в поисках инвестора, который завершит его строительство. «Предолимпийский» актив привлек внимание крупнейших игроков авиарынка. Аэровокзал в Элисте, напротив, вряд ли можно назвать ликвидной покупкой. Он существует в столице Калмыкии с 70-х годов прошлого века. В свое время аэропорт имел важное значение для республики, так как порой служил единственным средством связи — в непогоду по дорогам Калмыкии проехать было невозможно. Но калмыцкий аэропорт изначально был убыточен. Все его долги много лет покрывало Северо-Кавказское управление гражданской авиации. Однако с 1992 года дотации прекратились. В результате предприятие было вынуждено распродавать имущество — в том числе все свои самолеты. Помощь ФГУПу пытались оказывать президент Калмыкии и привлекаемые им бизнесмены из ОАЭ, однако выйти из кризиса предприятие так и не сумело. За 2005 год долги аэропорта достигли 8 миллионов рублей. Работникам много месяцев не выплачивали заработную плату, что привело к забастовкам. Как сообщили «ЮР» в правительстве Калмыкии, сегодня аэропорт находится в стадии реконструкции. Комментировать информацию о возможной продаже здесь пока не хотят. В самом аэропорту «ЮР» сообщили, что ежедневно он обслуживает один рейс на Москву самолетом ЯК-40 (32 места) компании «РусЛайн». В ноябре «РусЛайн» планирует пустить на Элисту новый голландский самолет вместимостью 50 кресел. Однако увеличивать количество рейсов в Калмыкию и количество направлений здесь не планируют в связи с невысоким спросом на услуги. Оценить стоимость аэропорта и тем более привлекательность инвестиций пока сложно. Несколько лет назад в Калмыкии заявляли о необходимости вложений в размере 233 миллионов рублей, так как значительная модернизация и обновление требуются всей инфраструктуре комплекса. В перспективе, по мнению представителей правительства Калмыкии, единственный аэровокзал в республике мог бы принимать воздушные судна типа Ил-176, Ту-154, Ту-204, Боинг-757 и осуществлять транзитные перевозки в Европу, на Ближний Восток, в страны Юго-Восточной Азии. Коренное население между тем пользоваться услугами аэропорта не спешит в силу дороговизны воздушного сообщения, ведь средние доходы в Калмыкии невелики… Люди предпочитают поездки автобусами до Волгограда, а затем — поездом в нужном направлении. Правда, и основной железнодорожный маршрут Дивное-Элиста, соединяющий Калмыкию с остальной Россией, по информации «РЖД», фактически не используется с 80-х годов из-за изношенности путевого хозяйства. Однако к осени этого года железнодорожники обещают восстановить магистраль.
Справка «ЮР» Если аэропорты в Сочи и Элисте будут проданы, то на Юге России останется всего 5 государственных предприятий — ФГУП «Авиалинии Дагестана», ФГУП «Аэропорт «Магас», ФГУП «Владикавказское государственное унитарное авиационное предприятие» (аэропорт во Владикавказе), ФГУП «Кавминводыавиа» (аэропорты в Ставрополе и Минводах), ФГУП «Эльбрус-Авиа» (вэропорт в Нальчике). Частный аэропорт на Юге России только один — ОАО «Международный Аэропорт «Краснодар», который входит в структуру «Аэропорты Юга», аффилированную с «Русско-Азиатской Инвестиционной компанией», близкой к «БазЭлу» (Базовому Элементу) Олега Дерипаски. Та же структура управляет и аэропортовым хозяйством Анапы и Геленджика. По данным квартального отчета, акции ОАО «Международный аэропорт «Волгоград» на 50,7% принадлежат Росимуществу, пакетом в 19,4% владеет гражданин С.П. Самохин, остальные акции рассредоточены среди работников профсоюза «ВолгоградАэросервис». ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», в который также входят вокзалы в Вешенской и Волгодонске, на 38% принадлежит государству. 40,66% находятся во владении ООО «Праймери-Дон» (структура, аффилированая с «Донским табаком»). Жена «табачного» олигарха Ивана Саввиди — Киряки Саввиди владеет 9,63% акций, остальные рассредоточены среди 1200 акционеров. В ОАО «Аэропорт Астрахань» около половины акций принадлежат Федеральному агентству авиации и около 30% — местному предпринимателю Александру Мельникову.
Екатерина НИКИШКИНА
|
|