Бери, что есть, крутись, как хочешь
Львиную долю перевозок на Юге России осуществляют 6 авиакомпаний. Самые крупные, выполняющие около 65 процентов общих перевозок пассажиров, — «Аэрофлот-Дон» и «Авиалинии Кубани». Лидерство вполне закономерно и во многом определяется финансовой мощью их владельцев — ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» и холдинга «Базовый элемент». Так, за 8 месяцев этого года «Аэрофлот-Дон» перевез 395903 пассажира, «Авиалинии Кубани» — 327662. Объемы перевозок у ближайших конкурентов — «Волга-Авиаэкспресс» и «Авиалинии Дагестана» — значительно ниже: 99890 и 98208 пассажиров, соответственно. Остальные смогли перевезти и того меньше: «Эльбрус-Авиа» — 74161, авиакомпания «Алания» — 49712. В первую очередь снижение пассажиропотока обусловлено ценами на топливо и, соответственно, на
авиабилеты. Тарифы на авиаперелеты давно уже не соответствуют финансовым возможностям подавляющей части российского населения. И дело не только в том, что высокая себестоимость авиаперевозок на 40-60 процентов обусловлена именно дороговизной горюче-смазочных материалов. Главную роль в высокой себестоимости услуг региональных авиакомпаний играет то, что отечественные самолеты «жрут топливо» просто в неприличных объемах. Российский авиапром в смысле высоких технологий отстал от высокоразвитых стран как минимум на поколение. И догонять их не торопится. — На Западе авиастроительные компании подстраиваются под требования перевозчика, — рассказал «ЮР» начальник отдела Южного окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Александр Бабицкий. — Авиакомпания задает промышленникам параметры требуемого воздушного судна: количество кресел в салоне, необходимую дальность полета, потребление топлива и прочее. Исполнитель строго следует желаниям заказчика. У нас же наоборот — Авиапром заявляет: бери, что даем, и крутись, как хочешь! А ведь даже при нынешнем росте цен на нефть использование экономичных типов судов способно реально снизить тарифную политику перевозчика. В этом направлении действует авиакомпания «Сибирь», которая второй год активно пытается завоевать воздушный рынок ЮФО. Сибиряки пришли на юг с экономичными «Боингами», снижая свои эксплуатационные расходы на одного пассажира.
Когда мы едины, мы непобедимы!
Но у большинства региональных авиакомпаний нет средств для покупки новой экономичной техники. Физический и моральный износ используемого на юге парка воздушных судов с каждым годом приближается к критическим показателям. Конкуренция в южном небе между тем растет. На рынке авиаперевозок ЮФО эксплуатируется около 300 воздушных судов. Только в аэропорт Ростов-на-Дону выполняют полеты более 20 авиакомпаний. Особенно острая конкуренция на линии Ростов—Москва, которую эксплуатируют 4 перевозчика: «Аэрофлот-Дон», «Домодедовские авиалинии», «Карат» и «Сибирь». Здесь идет незатухающая «война тарифов». Аналогичная картина и на воздушных линиях Сочи—Москва, Краснодар—Москва, Волгоград—Москва, Астрахань—Москва. Не все компании выдерживают напряженную конкуренцию. За несоответствие требованиям нормативных документов недавно остановлена деятельность авиакомпании «Черномор-Авиа», у нее изъяты сертификат и лицензия. Та же судьба постигла и «Астраханские авиалинии». Конечно, борьба идет в первую очередь за «лакомые» направления. После ухода с рынка «Черномор-Авиа», занять их направление Сочи—Ереван изъявил сразу десяток компаний. Подобного рода передел маршрутов происходит на юге достаточно часто. Один из последних примеров такого рода: «Саратовские авиалинии» хотят заняться перевозками по маршруту Нальчик—Москва. Но для того, чтобы выжить даже на самых выгодных маршрутах, по мнению многих представителей южных авиакомпаний, без объединения не обойтись. Укрупнение компаний — единственная на сегодняшний день стратегия выживания и развития не только у нас в стране, но и в мире. За рубежом объединяются даже компании, расположенные на разных континентах. Нет сомнений, что этого не избежать и авиакомпаниям ЮФО.
Александр СИДОРОВ