На минувшей неделе компания «Аэрофлот — Российские авиалинии» торжественно открыла свое представительство в Астрахани. Офис на бульваре имени прежнего губернатора Анатолия Гужвина в столице региона открывал лично гендиректор Аэрофлота, зять Бориса Ельцина Валерий Окулов. Открывал в прямом смысле слова — держал дверь до тех пор, пока в офис не прошествовали ныне действующий областной глава Александр Жилкин и мэр Астрахани Сергей Боженов. Войдя, губернатор Жилкин стал рассказывать собравшимся, как водится, о трудностях. Что место для офиса найти было сложно. А подбирали его не просто так. Оказывается, офис специально расположили недалеко от губернаторского дома. А еще губернатор пожаловался гендиректору Аэрофлота, что даже у его администрации бывают проблемы с приобретением билетов на самолеты до Москвы — такой на них невероятный спрос. Валерий Окулов расплылся в улыбке и в ответ рассказал, что в компании про дефицит на билеты знают, потому, мол, и открыли астраханское представительство. Однако, когда журналисты попытались выяснить, какие новые маршруты и когда компания собирается открыть, гендиректор посетовал, что возможности местного аэропорта «Нариманово» не позволяют принимать воздушные суда крупнее Ту-134, а более мелких у Аэрофлота нет. К тому же
цены на авиабилеты онлайн так и останутся в Астрахани высокими (долететь в Москву стоит около 6 тысяч рублей). Главная причина этого — стоимость заправки в астраханском аэропорту. В «Нариманово» эта услуга стоит 938 долларов за тонну. Для сравнения, в подмосковном Внуково — 677 долларов. — Раньше считалось, что дороже всего заправляют в Гаване, — но вы и ее переплюнули! — бросил господин Окулов губернатору. Впрочем, повлиять на местных заправщиков вряд ли удастся даже зятю первого президента России. Топливная компания — монополист — выведена из состава аэропорта и является самостоятельным юридическим лицом. А поскольку объем авиаперевозок в регионе сравнительно невелик, конкуренты появятся у нее очень нескоро. Объем пассажирских авиаперевозок в «Нариманово» оценивается специалистами примерно в 45 тысяч человек в год. Но астраханский губернатор Жилкин оптимизма не терял и пообещал не только сделать «Нариманово» современным аэропортом, но и построить на его территории новую вместительную и комфортную гостиницу. Понять губернаторские чаяния, наверное, можно, главы многих южных регионов уже успели придать своим аэропортам масштаб, сопоставимый не столько с рыночными потребностями, сколько с личной самооценкой. Астрахань к тому же в 2008 году отметит 450-летний юбилей, и размах грядущего празднования, очевидно, обязывает. — Именно аэропорт в первую очередь видят все приезжающие и по нему оценивают состояние городского хозяйства, — считает губернатор. Реконструкция аэропорта уже включена в программу подготовки Астрахани к юбилею. Ведь Александр Жилкин всерьез рассчитывает, что для подготовки к этой дате президент Путин выделит 8 миллиардов рублей из федерального бюджета, после чего к реконструкции аэропорта потянутся инвесторы. Эксперт из регионального министерства экономического развития в беседе с «ЮР» рассказал, что взлетно-посадочная полоса аэропорта «Нариманово» — слишком короткая для приема самолетов тяжелее чем ТУ-134, а ее покрытие не отвечает требованиям жесткости. По словам эксперта, всего на реконструкцию полосы и аэровокзала требуется несколько сотен миллионов рублей. — Этих денег у области, безусловно, нет. Потребуется либо помощь федерального бюджета, либо богатый инвестор. Но как быстро его удастся найти — большой вопрос, — говорит эксперт. — Что же касается топлива, то пока в аэропорту работает монополист, заправляющий самолеты, согнать его оттуда просто так не получится. По словам Александра Бабицкого, специалиста Южного территориального управления воздушного транспорта, реконструкция аэропорта «Нариманово» — это проект с длинной бородой. Шесть лет назад его продвигал прежний астраханский губернатор Анатолий Гужвин, но за это время ничего сделать так и не удалось. Для модернизации аэропорта потребуются значительные средства, но в Федеральной целевой программе развития воздушного транспорта РФ выделение денег на «Нариманово» не значится.
Игорь Матвиенко