|
|
|
|
|
Праздничный парад
|
|
|
|
«Уложились» в собственных границахНеизвестно, учел ли волеизъявление народа президент Калмыкии, но есть в калмыцком календаре День принятия Степного уложения — то бишь местной конституции, которая местами не вполне «состыковывается» с общероссийской. Есть и День выбора первого президента. В свете последних событий можно ожидать его новой редакции. Каждый калмык знает: прожил двенадцать лет — отправляйся в хурал и продлевай жизнь еще на столько же. У Илюмжинова тютелька в тютельку срок его президентства с заветной цифрой сошелся — вот «провидение» и помогло. Не исключено, что и дальше поможет, так что своеобразный день сурка калмыкам обеспечен. Но в любом случае без праздников они не останутся, потому что президентскими стараниями есть теперь у них и свой новый год — Зул, и предвестник весны — Цаган Сар. Если в этот день с утра пораньше хозяйка сварит калмыцкий чай «джомба» с молоком, лавровым листом, солью, мускатным орехом и маслом, да перельет его 49 раз, то весна наступит обязательно. А не сварит, то все одно наступит. Разница только в том, что с праздником как-то веселее. Потому, наверное, и во многих северокавказских республиках официально «учредили» Курбан-байрам и Ураза, хотя мусульмане их и так сотни лет справляют. В Чечне, к примеру, разговение после поста Ураза президент Алханов официально аж на четыре дня растянул. Двери домов открыты, гостей ждет щедрое угощение, а сам хозяин, как только рассвет забрезжит, спешит родственников жены поздравить. Тут главное — не дать себя опередить. А в Карачаево-Черкесии официально празднуют День Покрова, потому что церковь Покрова Пресвятой Богородицы — национальная гордость республики. Ее построили из черного дуба еще в 1730 году, и стояла она в Хопрах. Буквально на руках казаки перенесли это рукотворное чудо и установили в Черкесске.
Народные «сталагмиты»Нарушая официальный список, радуют жителей нашего края «инициативы снизу». Владея необъятными водными просторами, астраханцы учредили Всероссийский конкурс по ловле сазана на спиннинг. Победители получают «Золотого Стяпана», серебряного и бронзового. Любимый праздник в Северной Осетии — «Джиор-губа» — праздник святого Георгия. Осетины изображают его благообразным старцем, сидящим на трехногом коне. Даже в микрорайонах ставят столы во дворе. Во главе стола — старший, возле него чаша со сладким осетинским пивом и три осетинских пирога: с сыром, картошкой и побегами свеклы. Сверху — три говяжьих ребра. Женщины тосты не говорят, поскольку святой Георгий — покровитель мужчин. Кстати, в царские времена орден этого святого отличался для православных и иноверцев. Для последних на ордене было просто изображение двуглавого орла, а не воина, побивающего змея. Говорят, когда осетин (а они, в основном, православные) награждали, то они требовали: «Не давай курицу, джигита давай!». Урюпинск, провинциальная слава которого давно смела границы Волгоградской области, праздничный суверенитет объявил: справляет День козы, ни с кем не посоветовавшись. Понятно, что без козы там и не туды и не сюды. А вот мэр Волгограда решил, что без «Праздника влюбленных» город не проживет. Свое «алаверды» сказала продвинутая молодежь, отмечая ударной уборкой улиц день рождения Гоголя, причем не самого Николая Васильевича, а памятника, найденного на городской свалке. В Ингушетии помнят праздник «Се сарийцай» — дань амазонкам. Женщины брали с собой съестные запасы и на три дня уходили в горы. Там устраивали вполне мужские соревнования и вообще, по словам сотрудницы минкультуры республики, «гужевались». Сейчас это умение прародительниц «оттянуться» заменил банальный конкурс типа «А ну-ка, девушки», на котором выбирают «Солнечную Азу». В Дагестане, напротив, трепетных невест выводили к роднику — был такой праздник, но сейчас, как говорит руководитель отдела культурного наследия минкультуры Дагестана Алибек Мусаев, «в каждом дворе кран есть».
Потешные полки построеныПовсеместная любовь к праздникам захватывает и важное дело встречи гостей. Понятно, удаль таким мероприятиям в некоторых «субъектах» региона придают казаки. Вот в Ростове казаки не так давно по-своему украсили даже торжественную встречу делегации из Турции. Обряд встречи почти везде одинаков, разница в лампасах (у астраханских, чтобы самостийность подчеркнуть, они желтые) да в деталях ритуала. Волгоградцы гостей в казаки принимают в казачьем курене. Надо на коня сесть да круг проскакать. Потом чарку на шашке подносят, на закуску — поцелуй казачки. Затем плеткой гостя охаживают, которую вместе с грамотой и дарят. Но это что — в Краснодаре грязью обливают: помни, откуда вышел и не зазнавайся, новоиспеченный казак! В Калмыкии строго следят, чтобы гость на порог не наступил — примета плохая. Накидывают на плечи белый шарф «ходак» и подносят «борцоки» — обжаренные в масле кусочки теста. Тут важно гостю не оплошать, а то получится, как у губернатора Черногорова, неудачный «культурный ракурс». Во время недавней встречи на гостеприимной калмыцкой земле он, конечно, «борцоки» отведал, а потом краем «ходака» и утерся. Чтобы скрасить тяготы визитов, гостей развлекают. Например, в Калмыкии охотой на сайгаков с вертолета и посещением элистинской достопримечательности — досугового центра Уралан. Там гости знакомятся с калмыцкой невидалью — боулингом (гонял там шары и нынешний министр регионального развития, а в недавнем прошлом полпред президента в ЮФО Владимир Яковлев). Рыбалка в Астрахани, охота на туров в Карачаево-Черкесии, на медведей, волков и кабанов в Кабардино-Балкарии — все к ногам дорогого гостя. Особый изыск — «любование» архитектурным наследием. В Дагестане, скажем, это не только посещение древней дербентской крепости, но и Воронцовских винных погребов, конечно, действующих.
Подарки любят отдаркиПровожают гостей, как водится, с подарками. Какими? Руководитель протокольной службы астраханской администрации Евгений Торбин объяснил: — Подарки любят отдарки. Ориентируемся на то, чем нас порадовали. Главное, чтобы с местной символикой были. Сейчас фарфоровые блюда знаменитого завода «Вербилки» (бывший Гарднера—Кузнецова) в ходу. А сами на празднование 1000-летия Казани два вазончика из раскопок древнего Итиля отвезли. Все были в восторге. — Пуховые изделия — лучший подарок, — говорит заместитель председателя комитета по культуре Волгоградской области Тамара Онькова. — Урюпинские шали да шкарпетки, то есть носки, не только тело, но и душу греют. Шахматы ручной работы (а то!) или кисет расшитый увозят гости из Калмыкии. Циновками из осоки одаривают в Адыгее. Конечно, о коне ахалтекинском или кабардинском скакуне — подарке для особо важных персон, каким был в свое время для Калмыкии Виктор Казанцев, — мечтать не вредно, но не всем. Правда, вот Маше Распутиной подарили скакуна кубанские почитатели столь неординарного таланта, но это, как понимаете, эксклюзив. А так бурки, папахи, кинжалы, альбомы, картины, а на Кубани еще и иконы — таков джентльменский подарочный набор, который увозит с собой гость, посетивший наш благодатный южный край.
Татьяна ГЛЕБОВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|