|
|
|
|
|
Тяга прекрасного
|
|
|
|
Лишь фото на памятьПропажу работы Семирадского в Таганроге обнаружили на прошлой неделе. По словам директора музея Тамары Пугач, картину хватились лишь после того, как неожиданно пришел запрос из Санкт-Петербурга. — Нам поступил запрос из одного государственного учреждения Санкт-Петербурга по поводу этой картины. Стали ее искать, подняли документы, и оказалось, что с 1998 года полотно по движению документов «не наблюдалось». Подробнее не расскажу — тайна следствия, — заявила «ЮР» Тамара Пугач. Оказалось, что последний раз в документообороте картина «Утром на рынок» Генриха Семирадского, которую для музея приобрели у падчерицы известной певицы Лидии Руслановой в середине 1980-х, фигурирует в 1998 году. Тогда картину последний раз извлекали из запасников и сфотографировали для альбома «Таганрогская картинная галерея». И все. Больше картину никто не видел, из запасников она официально не извлекалась, в галерее не выставлялась и не реставрировалась. Вообще, как сообщил «ЮР» источник в УВД Таганрога, о картине мало кто в музее знает, так как 2 года назад сменился и директор галереи, и главный хранитель. Разумеется, следствие активно отрабатывает и версию причастности к пропаже сотрудников музея, как бывших, так и настоящих. И хотя следствие уже грозно сообщило, что все российские таможни и пограничные службы оповещены о пропаже и «граница на замке», слушать подобные заявления довольно смешно, ведь за прошедшие семь лет с того момента, когда картину фотографировали, она могла пересечь границу неоднократно в любом направлении. Что касается стоимости полотна, то его, как государственную собственность, не оценивали, а рыночная цена может быть весьма высокой. Последняя проданная на аукционе Sotheby’s работа Семирадского «Канатоходец» обошлась новому владельцу в 750 тысяч евро. На Западе этот русский художник моден, стоит в одном ряду с Айвазовским и Шишкиным, но малопопулярен в России. Разного рода эксперты стоимость полотна на «черном рынке антиквариата» определяют в 100 тысяч долларов, называя ее легальную стоимость в 250 тысяч долларов. За официальной оценкой «ЮР» обратился к начальнику отдела музеев управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ Тамаре Поляковой: — История вопиющая, мы приедем в течение месяца в Таганрог, чтобы разобраться детально во всем. Стоимость картины, насколько я знаю, безусловно, выражается в сумме с большими нулями. Но для того, чтобы назвать ее, необходимо собрать экспертный совет…
Кто-то взвинчивает цену?Международная торговля предметами искусства оценивается в ежегодную сумму 4,5—6 миллиардов долларов. В России пик краж «объектов» культурного наследия пришелся на 1993 год. «Урожай» — 4796 посягательств (официально зарегистрированных, но, по мнению экспертов, о большинстве краж пострадавшие, как правило, умалчивают до последнего, что подтверждает таганрогский случай) и три миллиарда рублей ущерба. Если иметь в виду, что на просторах нашей необъятной родины насчитывается где-то две с половиной тысячи музеев, в которых хранится около 100 миллионов экспонатов, то покажется, что все не так уж и страшно. Тем более что наши доблестные правоохранители фиксируют спад преступлений на почве антиквариата. Мол, сейчас эти самые «посягательства» не превышают двух тысяч в год. Ростовские музеи в последние годы преступления обходили стороной, но директор областного краеведческого музея Татьяна Коневская напомнила «ЮР», как в1971 году из зала археологии украли семь золотых фаларов — сарматские украшения для конской сбруи конца 1 века до н. э. — начало 1 века н. э.: — В ночь на 2 июля пробрался этот « враг» через крышу. Забрал бесценные вещи, переплавил и продал зубному технику, который его и «сдал» органам, между прочим. Все потому, что музеи беспомощны. Разве это дело, что смотритель получает полторы тысячи рублей, а на современные средства защиты денег нет. Мы же государевы люди и храним государственное достояние. Так надо обеспечить нас всем необходимым. Вот и с Таганрогской галереей несчастье произошло. Ажиотаж, как же, «кража века»! Я лично думаю, что это произошло во время ремонта, он же 4 года длился. Ни помещения другого не дали, ни средств, чтобы коллекцию упаковать. Выплыла где-то сейчас эта картина, вот и устроили «пиаровский» ход, чтобы цену взвинтить: караул, мол, украли. А она-то не вчера украдена. Как в Америку или Брюссель с официальным визитом, то везем национальную гордость — русское искусство, а как музеям помочь — выкарабкивайтесь сами. Уверена — работники музея к краже картины непричастны. Однако, случаи, когда кражи совершают сотрудники музеев, тоже «имеют место быть». Галина Крутицкая, директор Таганрогского краеведческого музея призналась «ЮР»: — Экспонаты нашей археологической коллекции один из сотрудников музея где-то в середине 90-х вынес. Было дело… В Астраханской галерее тоже два года назад «было». Музей отдал на реставрацию картину Ивана Айвазовского «Восход» реставратору краеведческого музея Елене Масловой. Та работала над ней не покладая рук несколько лет, а когда вернула, то картину было не узнать. Не «узнали» ее и специалисты санкт-петербургского Русского музея и Всероссийского реставрационного центра имени Грабаря. «Подделка!» — сказали. Судебное разбирательство длится до сих пор.
Профессионалов нет нигдеКультурное наследие — предмет криминального интереса, это понятно. Непонятно, кто, по большому счету, стоит на защите национального достояния. Два года назад правительство отменило обязательное лицензирование деятельности антикварных магазинов. Оказывается, это непременное условие для вступления России в ВТО. Рассматривать в качестве барьера таможенные службы тоже не получается, хотя в каталоге разыскиваемых произведений искусства МВД 30 тысяч «наименований». — Мы, в основном, «экспроприируем» домашнюю утварь, иконы, имеющие чисто семейную ценность, — рассказал «ЮР» сотрудник Южного таможенного управления Сергей Карпенко. — У нас в статье УК «Хищение предметов особой ценности» нет даже четкого определения слова «особой». И специалистов-искусствоведов на таможнях да и в МВД нет… Соответственно, нет и движения по громким «антиквариатным делам». Десять лет назад были украдены из зала Волгоградского музея изобразительных искусств живописные работы Ивана Айвазовского и Льва Лагорио. — Ночные налетчики выдрали решетки и проникли в зал. Сработала сигнализация, но группа захвата приехала слишком поздно. Хватать уже было некого, — сообщила «ЮР» главный хранитель музея Ирина Кострыкина. — Работы до сих пор не найдены... Два года назад в Новочеркасском музее истории Донского казачества был похищен орден Святого Георгия. Алексей Полянский, пресс-секретарь ГУВД Ростовской области, сообщил «ЮР», что дело раскрыто и похищенное возвращено. Вот только директор новочеркасского музея Светлана Седенко сообщила «ЮР», что сотрудники музея Донского казачества сами, буквально за руку, поймали злоумышленника, но прибывшие к месту преступления милиционеры действовали так непрофессионально, что орден до сих пор не вернулся в музей.
Татьяна ГЛЕБОВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|