|
|
|
|
|
Кубачи сдаются без боя
|
|
|
|
Французы с гор В Кубачи из Махачкалы ходит одна-единственная маршрутка в день. «Постоянные клиенты» — исключительно местные жители. Канули в Лету благостные времена беспечных студентов Шуриков и охваченных массовым туризмом любителей отечественной культуры. Теперь даже журналисты махачкалинских газет не решаются «углубляться» в опасные дебри дагестанских гор, и желание «ЮР» увидеть своими глазами легендарное село воспринимают как «личный подвиг» газеты: «Ну, вы даете! Мы туда давно не ездим». От поселившегося в слабой женской душе тихого ужаса (дорога неумолимо рвалась в заоблачные выси мимо горных троп, «по которым бродят боевики-ваххабиты») отвлекали неописуемой красоты ландшафты и разговоры с попутчиками. — Никто толком не знает, когда пришли сюда наши предки. Вокруг живут даргинцы, но наш язык они не понимают. Нас шепотом, чтобы не обидеть, называют французами, — развеселила меня светлоглазая и светловолосая Фирюза Чавкаева, род которой живет здесь испокон веку. И хотя сами кубачинцы охотно верят в свое «неземное» происхождение, из истории известно, что в пятом веке нашей эры село Зерихгеран («кольчугоделатели» — так когда-то назывались Кубачи), было, между прочим, самостоятельным государственным образованием. Представшее, наконец, перед ошалевшим от непривычного экстрима корреспондентом «ЮР» бывшее «государство» оказалось крепеньким селом с непонятным для «туристической Мекки» отсутствием гостиницы и столовой (приплюсуйте сюда и отсутствие газо- и водопровода) и неухоженной центральной улицей, которую «венчало» столь же неухоженное здание государственного унитарного предприятия « Кубачинский художественный комбинат». Подойдя к распахнутым настежь воротам комбината, я была остановлена суровым окриком. А потом все пошло «по Ильфу и Петрову». Помните: суровый вахтер строго спрашивал пропуск, а если его не оказывалось, пропускал и так. Хотя повод для строгости в Кубачах все-таки был: совсем недавно музей комбината пытались обокрасть, убили сторожа, но злоумышленников быстро поймали — те не успели далеко уйти. Пройдя по нему, я, признаться, так и не поняла, куда ушли 11 миллионов рублей, выделенные комбинату в 2000 году по республиканской целевой программе на «перевооружение» производства. Увиденное никак не вязалось с тем, что чиновники республиканского министерства культуры вещали «ЮР» перед поездкой. Обшарпанные цеха, многие из которых пустуют. Верх технической мысли — неказистые пресс и горн, где плавится и прокатывается серебро — благородный металл, который в руках местных умельцев должен превращаться в произведения искусства. Но комбинат, вернее то, что от него осталось, производит сегодня, скорее, не штучный товар, а ширпотреб: сувенирные наборы рюмок, графинчики, браслеты и колечки. Другие цеха — давильный, монтировочный, гравировочный, полировочный, в которые я заглянула — тоже большого впечатления не произвели. В каждом трудится от силы пять-шесть человек. Хотя за комбинатом числятся около 800 работников. Если иметь в виду, что в селе две тысячи жителей, то получается, что почти каждая кубачинская семья имеет там своего «представителя». Но, скорее всего, это просто «порт приписки», на самом деле все мастера надомничают: комбинат нужен для того, чтобы пользоваться его нехитрым оборудованием: придать изделию форму, смонтировать, отполировать. Тайна «серебряных рудников» Где «добывают» кубачинцы драгметалл — сырье для своих изделий? Серебряных рудников поблизости нет, а серебра для работы требуется ой как много. Это на комбинате рюмочки да браслетики «тачают», а зайдешь в дом к кубачинцу — там тебе покажут настоящий арсенал роскошного холодного оружия: кинжалы, сабли, шашки из амузгинской стали, которыми спокойно можно перерубить гвоздь. И все эти «мужские игрушки» — в удивительной красоты серебряных ножнах. Заместитель председателя комитета по народно-художественным промыслам при правительстве Республики Дагестан Мурад Ихласов назвал «ЮР» солидную цифру потребления благородного металла: — В Кубачах перерабатывают тонну серебра за год. Комбинат законопослушный, налоги платит, поэтому получает сырье. А вот как обеспечивают себя сырьем надомники, вопрос, конечно, интересный. Но за Кубачи можно быть спокойными — они переживают настоящий бум. Что касается «бума», то тут господин Ихласов погорячился. То, что пылится в магазинах — к искусству кубачинских мастеров отношения не имеет. А то, что делают мастера неспешно и на века — пылится дома. Рабадан Гасангусейнов, по профессии художник (окончил художественный факультет Махачкалинского пединститута) и потомственный кубачинский златокузнец, показал «ЮР» у себя дома изделия «высшего пилотажа» — сабли и кинжалы, рукояти и ножны которых украшены не только знаменитой серебряной чернью, но и филигранью, и цветной эмалью. Цена этого холодного оружия и произведения искусства одновременно, поверьте мне, просто смешная – от 1000 до 3000 долларов. — Ты что, просто так, что ли, приехала? Покупай. Знаешь, сколько это в Ростове будет стоить? А в Москве, а в Европе? — удивлялся Рабадан непрактичности корреспондента, невесть зачем притащившегося сюда поговорить «за жизнь». В Дагестане потребительский спрос на уникальную продукцию по понятным причинам отсутствует, а поиском рынков сбыта республиканские власти себя не обременяют. — Никому не нужны знаменитые Кубачи… — с тоской думала я, наблюдая за гордой горянкой, с «традиционно» покрытой белым платком головой, вяло тащившей тяжелую пластмассовую канистру с водой. Нет, чтобы на плече грациозно нести мучал — необычной формы кувшин, с которым ее бабушки спускались к горному источнику — был бы хоть какой-то «литературный образ». Так ведь и мучал — тоже «анахронизм», как и все наше романтическое представление об этом легендарном селе. Тут возле меня вдруг лихо затормозил видавший виды «Камаз», на котором я и спустилась в прямом и переносном смысле «с горних высей» поближе к нашей «объективной реальности». — К сожалению, сейчас не приходится говорить ни о сохранности ремесел, ни, тем более, об их развитии, — слова Салихат Гамзатовой, директора Махачкалинского музея изобразительных искусств, оптимизма не добавили. — Многие ремесла и технологии уже утрачены и вряд ли их можно возродить: это и знаменитая кубачинская насечка золотом по железу и слоновой кости, и испикская поливная керамика, и неполивная керамика табасаранского селения Джули. Уезжала я из Дагестана с тяжелым сердцем. Обидно за великое прошлое этого края, тревожно за его будущее. А кубачинские мастера, даже имея в руках оружие, сдались без боя.
Татьяна ГЛЕБОВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|