|
|
|
|
|
Почему в Краснодаре бензин дешевле, чем в Ростове?
|
|
|
|
Аппетит приходит во время… наливаКак заявила «ЮР» Екатерина Алехина, коммерческий директор ООО «Башнефть-Юг», в течение недели ожидается повышение на 70-80 копеек по всем видам топлива. Причина — непрекращающийся рост цен на мировом рынке. И хотя с 1 октября правительство собирается повысить пошлину на экспорт нефти до рекордных 179 долларов за тонну нефти, все равно более выгодно продавать нефть за границу, нежели перерабатывать ее в России. По пустынной утренней трассе мчимся с ветерком. Настроение отличное. — Ты смотри, опять цену подняли, — вдруг мрачно говорит водитель, глянув на цифры, выставленные на огромном табло у АЗС — все им мало! — Может дальше дешевле будет? — попыталась я его утешить. — Не-а… У всех одинаково, если где-то и будет дешевле, то копеек на десять, и то вряд ли. И правда, мимо проносились заправки — все как на подбор красивые, современные, сверкающие яркой краской и пластиком — и везде одни и те же цифры на табло с ценами. Отличались только логотипы — названия компаний: «Башнефть», «ЮКОС», «Роснефть». Компании разные, а цена одинаковая. В официальных документах это называется «согласованными действиями хозяйствующих субъектов, действующих на рынке одного товара, которые приводят (или могут привести) к установлению и поддержанию цен». А попросту говоря, это ценовой сговор. Федеральная антимонопольная служба (сокращенно ФАС) борется с этим негативным явлением. С переменным успехом. Например, ростовское управление ФАС после большой и кропотливой работы уличило в ценовом сговоре три компании, торгующие бензином: ООО «ЛУКОЙЛ—Нижневолжскнефтепродукт», ООО «Мегаполис плюс» и ЗАО «Интернефть». Доля этих компаний на бензиновом рынке Ростовской области — около 40 процентов. Антимонопольщики установили, что эти фирмы дружно поднимали цены до одной и той же (копеечка в копеечку!) величины, хотя при этом закупочная цена на бензин у всех была разная. Разные и поставщики: у «Интернефти» — это ЮКОС, у «Мегаполиса» — ТНК, у «ЛУКОЙЛ—Нижневолжскнефтепродукта» соответственно ЛУКОЙЛ. Значительно разнятся у всех троих транспортные расходы, затраты на зарплату сотрудников и так далее. У «Интернефти», например, на зарплату уходит 8,9 процента всех затрат, а у «Мегаполиса» только 1,2 процента, но литр бензина от этого у них нисколечко не дешевле. Как ни странно, дешевле он бывает у более мелких компаний, которые получают бензин не напрямую от поставщиков, а через посредников. Потому что вместо того, чтобы разрабатывать и проводить в жизнь «согласованные действия», более мелкие игроки конкурируют друг с другом, и тут уже даже гривенник, который они уступают на каждом литре, имеет значение.
Команда ФАСАнтимонопольщики вынесли предписание фирмам, уличенным в ценовом сговоре: подобные действия прекратить, доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства перечислить в федеральный бюджет. Бензиновые компании с таким решением не согласились и подали иск в Ростовский арбитражный суд. Пытаются доказать, что, во-первых, у них никакой прибыли по итогам года нет (как сотворить такое «бухгалтерское чудо», знает любой более-менее опытный финансист, достаточно 31 декабря перечислить все имеющиеся средства на закупку крупной партии горючего). А, во-вторых, они, дескать, и не думали договариваться, случайно так получилось у всех трех сразу, одновременно: вчера еще бензин стоил 11.90, а сегодня уже 12.40, а через месяц и вовсе — 14.25. Эти «согласованные» скачки цен прошлым летом и переполнили чашу терпения антимонопольной службы. Но если в Ростове судебный процесс «АЗС против ФАС» в самом разгаре, то в Ставрополе он уже благополучно завершился. Нефтяные компании (а Ставропольское управление антимонопольной службы уличило в ценовом сговоре сразу девять фирм) дело проиграли на всех уровнях: и в краевом арбитражном суде и в апелляционных инстанциях. Они выплатили штраф от двух до пяти тысяч МРОТ и теперь «осуществляют самостоятельную экономическую политику», то бишь, устанавливают цены на бензин, исходя из собственных затрат. Удалось умерить аппетиты топливных компаний и краснодарским специалистам ФАСа. Не случайно, бензин на Кубани дешевле, чем во многих регионах Южного федерального округа.
Качество повысилосьУспехи антимонопольщиков — для автомобилистов новость, конечно, приятная, но надо быть реалистом – задача ФАС не сдерживать цены, а исключать такие нарушения закона о конкуренции, как сговор и прочее. То есть порознь повышать цены никто помешать не может. Единственно, что, безусловно, радует автомобилистов: качество бензина сейчас редко вызывает нарекание, не то, что в прошлые годы, когда последствия обычной заправки могли быть весьма печальными — вплоть до внепланового ремонта двигателя. Как заявила «ЮР» Анаида Шакар Ян, директор ростовской лаборатории нефтепродуктов, в столице ЮФО практически нет этилированного и некачественного бензина. Это показывают пробы на нефтебазах, которые постоянно берет лаборатория. Крупные компании, которые постоянно норовят завысить цены на бензин, по крайней мере, серьезно следят за его качеством. Похожая ситуация и в других крупных городах Юга России, и на основных автомагистралях. По данным управления МВД России по Южному федеральному округу, случаи продажи «левого», как принято говорить, бензина, в мегаполисах достаточно редки. А вот в глубинке, в сельских районах такое еще случается. О тех республиках Северного Кавказа, где незаконный нефтяной промысел имеет промышленный масштаб (Чечня, Ингушетия, Дагестан) речь не идет. Средние цены на бензин автомобильный марки АИ-92 (АИ-93) по столицам регионов ЮФО на 1 августа 2005 года (в рублях за литр)
Столицы регионов ЮФО |
Цена (в рублях за литр) |
Махачкала |
13,90 |
Нальчик |
14,35 |
Краснодар |
14,50 |
Майкоп |
14,70 |
Астрахань |
14,77 |
Черкесск |
14,80 |
Элиста |
14,86 |
Ставрополь |
14,88 |
Магас |
15,00 |
Ростов-на-Дону |
15,05 |
Волгоград |
15,10 |
Владикавказ |
15,16 |
Анна ЛЕБЕДЕВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|