|
Цены, на взлет!Первый ход сделал монополист российского рынка цемента холдинг «Евроцемент групп», которому после покупки цементных активов «Кавказцемента» у структур, близких к президенту Карачаево-Черкесии Батдыеву и жены московского мэра Елены Батуриной, принадлежит более 50 процентов российского рынка. В мае холдинг поднял отпускные цены в два раза, с 900—1100 рублей на различные марки до 1700—2000 рублей за тонну. Крупнейшие московские застройщики забунтовали и призвали федеральные власти разобраться с монополистом. Южане же проявили привычную гибкость — ринулись к едва ли не единственному предприятию региона, еще не вошедшему в «Евроцемент групп» — «Новоросцементу». На новороссийскую продукцию возник ажиотажный спрос, у проходных заводов скапливались очереди и даже собирались митинги. Это предприятие также не преминуло поднять отпускные цены, правда, гораздо скромнее — на четверть. Тем не менее, ажиотаж на рынке не исчез. В июле три завода ОАО «Новоросцемент» отпустили потребителям даже больше того, что смогли произвести — за счет производственных запасов. При этом продукцию получили далеко не все даже постоянные покупатели, имеющие с предприятием договоры поставок. Но и «Кавказцемент», отпускавший свою продукцию по более высоким ценам, установленным «Евроцемент групп», потребителей не потерял. Поскольку это предприятие имеет на рынке ЮФО признаки доминирования (42 процента), многие просто не имели другой альтернативы, как платить по завышенным ценам. В мае загруженность производства на «Кавказцементе» составила почти 80 процентов, что превысило обычную сезонную загрузку. Мелкооптовые и розничные цены на цемент по округу увеличились еще больше: цена 50 кг мешка цемента увеличилась с 40—50 до 170—200 рублей. Почти мгновенно отреагировал рынок услуг: стоимость отделочных работ выросла в среднем на 30—50 процентов.
Краснодарский прорывНаибольший резонанс ценовой взлет получил в Краснодарском крае, вице-губернатор края Олег Безродный в связи со скачком цен на цемент заявил «ЮР»: — Администрация края озабочена ситуацией, сложившейся после резкого подорожания цемента. Неразбериха на рынке стройматериалов ставит под угрозу выполнение важнейших социальных программ, в том числе программы «Доступное жилье», а также реализацию инвестиционных проектов с привлечением бюджетных средств. Власти края не могут этого допустить. Не допустить этого в отдельно взятом регионе пока, похоже, удалось. Краснодарское региональное управление ФАС (Федеральная антимонопольная служба) вынесло «Новоросцементу» (65 процентов продукции которого реализуется в крае) предписание, понуждающее его снизить отпускные цены. В ближайшие дни краснодарские власти рассчитывают окончательно снять напряжение на региональном рынке, запустив производство цемента на новом предприятии в поселке Гайдук под Новороссийском. Надежду кубанских властей питает еще и то обстоятельство, что в отличие от подавляющего большинства российских цементных заводов новое ООО «Атакайцемент», проектная мощность которого составляет 600 тысяч тонн в год (мощность «Новоросцемента» 2 миллиона тонн), будет применять новые передовые технологии, позволяющие снизить себестоимость. В других регионах ЮФО ситуация развивается по навязанному «Евроцемент групп» сценарию. В большинстве субъектов изучают ситуацию. Зато в Дагестане антимонопольщики уже пришли к выводу о ценовом сговоре производителей и поставщиков цемента и даже оштрафовали структуры «Еврогрупп цемент» на 250 тысяч рублей, предписав устранить нарушения. Правда, ценовую ситуацию на региональном рынке это не изменило. В Карачаево-Черкесии антимонопольщики умыли руки: «Кавказцемент» хоть и имеет признаки доминирования на рынке, но самостоятельно сбытовую политику не определяет. Цены диктует владелец контрольного пакета акций предприятия — «Евроцемент групп». По неофициальной информации, около 40 процентов акций предприятия до сих пор остается в собственности у структур, близких к президенту республики, возможно, это обстоятельство также не способствовало излишнему рвению черкесских антимонопольщиков.
Давайте делитьсяНачиная ценовую экспансию, руководство «Евроцемент групп» не скрывало собственных намерений. Официально решение пересмотреть стоимость отпускаемой потребителю продукции представители холдинга объясняли дисбалансом цен, сложившихся на строительном рынке за последние несколько лет. По их мнению, рентабельность производства жилья составляет почти 100 процентов, а окупаемость производства цемента колеблется в пределах 20—30 процентов. Другими словами, «Евроцемент групп» пытается заставить строителей делиться сверхприбылями, считая старый расклад несправедливым. На справедливость, впрочем, цементопроизводителям грех жаловаться: огромные суммы холдинг направлял в последнее время не на техническое перевооружение и снижение энергозатрат, а на покупку новых предприятий – лишь бы достичь монопольное положение на рынке. Именно монополия позволяет «Евроцемент групп» свободно манипулировать ценами по своему усмотрению. На предприятиях холдинга между тем не введены новые технологические линии, а износ оборудования на большинстве заводов приближается к 70 процентам. Кроме того, в озвученных «Евроцемент групп» сведениях о низком уровне рентабельности цементных производств, изрядная доля лукавства. К примеру, себестоимость производства цемента на «Кавказцементе» в 2005 году имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в январе себестоимость тонны цемента здесь составляла около 900 рублей, то в мае она составила менее 600 рублей. В мае рентабельность производства, по данным предприятия, составила 42 процента. А если учесть отпускную стоимость тонны цемента, назначенную «Евроцемент групп» в 1700—2000 рублей, рентабельность уже холдинга, даже с учетом высоких сбытовых расходов, выглядит очень и очень привлекательно. По мнению экспертов «ЮР», занимающихся жилой недвижимостью, в результате подорожания цемента больше всех пострадают те, кто занимается возведением доступного, недорогого жилья. В цене квадратного метра VIP-недвижимости стоимость строительных материалов минимальна, поэтому изменение расклада сил на рынке цемента едва ли может сильно навредить элитным новостройкам. Иное дело — жилье эконом-класса. Застройщики определяют маржу на подобных объектах минимальной, поэтому на стройматериалы приходится куда большая доля себестоимости. Наибольшие же потери понесут индивидуальные застройщики, вынужденные платить максимальные розничные цены за цемент.
Комментарий
Владимир Немцун, начальник отдела по связям с общественностью департамента строительства администрации Краснодарского края: — Ценовой сговор производителей цемента и продавцов очевиден. Производители цемента сегодня стремятся выжать максимальную прибыль из принадлежащего им имущества. А перепродавцы стремятся нажиться на ажиотажном спросе. Мифические сверхприбыли строительных организаций, по-видимому, не дают им покоя. Хотя на самом деле прибыльность строительных организаций не превышает 20—50 процентов на различных объектах. Ведь им приходится нести расходы по огромному количеству разрешительных процедур, не включаемых в смету строительства. Сергей Титов, помощник генерального директора ОАО «Новоросцемент»: — Ограничение отпускных цен на цемент не дает развиваться самому производству. Ведь в себестоимости производства цемента до 72 процентов — материальные затраты, стоимость на которые постоянно повышается. Ситуация приблизительно одинакова на всех российских цементных заводах. Именно поэтому не внедряются новые технологии, 70 процентов оборудования изношено. Поэтому совсем не понятно, почему ограничительные процедуры были применены к нам, а сбытовая политика «Евроцемент групп» не пострадала. Может быть, на федеральном уровне они смогли лучше, чем мы, пролоббировать повышение цен? Сергей Мещеряков, директор по связям с общественностью «Евроцемент групп»: — Цены на цемент с 2003 года не росли, а снижались. За это время тарифы на газ увеличились на 48 процентов, цена электроэнергии подскочила на 27 процентов, железнодорожные тарифы — на 22 процента, оборудование для цементной промышленности подорожало вдвое, ГСМ — на три четверти и так далее. При этом услуги естественных монополий занимают в себестоимости цемента 60 процентов. Эти дополнительные расходы надо было как-то компенсировать. Нужно было также обеспечить производство деньгами на текущие ремонты и инвестиции в расширение мощностей. Уже сегодня в ряде регионов в сезон ощущается дефицит цемента. К 2007 году он может стать хроническим и повсеместным. К 2010 году ожидающийся дефицит составит около 30 миллионов тонн. Отрасль нуждается в 5 миллиардах долларов инвестиций в ближайшие пять лет. И самое главное, до 80 процентов цемента продается на рынке через посредников, многие из которых тесно связаны со строительными компаниями.
Галина САЦЕНКО
|
|