ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Рафинированный союз

Категория: Общество, Наше дело  |  автор: admin

Истина в цене

Очередной скандал на аграрном рынке подтверждает ставшее почти аксиомой утверждение о том, что в России две беды: урожай и неурожай. В этом году ситуацию на рынке подсолнечника специалисты в очередной раз называют беспрецедентной. Закупочные цены на семечку в октябре опустились до самого низкого уровня за последние три года. Большинство крупнейших маслоэкстракционных заводов (большая часть российских производств расположена в ЮФО) снизили закупочные цены до 4500 рублей за тонну, некоторые предприятия уже объявили цены в районе 4000 рублей. В прошлом году в этот же период они также достигали рекордных величин, но по максимуму: 8000—10000 рублей за тонну. Специалисты объяснение ищут в повсеместно рекордном урожае подсолнечника в этом году и необычно ранней фазе уборки, темпы которой на полмесяца опережают средние сроки. Кроме всего прочего посевы подсолнечника в этом году тоже выросли. Подсолнечник очень долго считался высокорентабельной культурой, и в этом году потерявшие на производстве зерна селяне с подсолнечником связывали последние надежды на этот год. Но надежды рухнули, а прогнозы специалистов неутешительны, считается, что цены на семечку, как минимум, не вырастут до конца зимы. Большая часть маслопереработки сконцентрирована в руках владельцев нескольких крупных заводов — донских компаний «Юг Руси» и «Астон», московской «Русагро» и саратовской «Солнечные продукты». Именно их и обвиняют в сговоре и в согласованном снижении закупочных цен. По мнению Александра Родина, президента Ростовской ассоциации фермерских хозяйств, потери только фермерского сектора (производящего 50 процентов подсолнечника) в Ростовской области от снижения цен составили 500 миллионов рублей. — Это определенно сговор маслопроизводителей, — уверяет «ЮР» Александр Родин. — Из-за снижения закупочных цен рентабельность производства подсолнечника в этом году в лучшем случае составит 25-30 процентов. Согласны с фермерами и специалисты минсельхоза Ростовской области, по заявлению которых закупочная деятельность компаний маслопереработчиков проверяет Ростовское управление ФАС. Константин Ткаченко, начальник управления маркетинга департамента сельского хозяйства Волгоградской области также убежден, что снижение закупочной цены создавалось искусственно и осуществлялось согласованно владельцами крупнейших МЭЗов: — Еще в сентябре на рынке складывалась достаточно благоприятная конъюнктура. Семечку заводы покупали по 5500—6000 рублей. Затем повсеместно цены были снижены. Я думаю, крупные МЭЗы приобрели необходимый для нескольких месяцев объем и выжидают. Мы рекомендуем аграриям придерживать подсолнечник до лучшей цены. На прошлой же неделе подсолнечный скандал приобрел российский масштаб, когда один из крупнейших российских маслопроизводителей ЗАО «Агромаркет-Трейд» потребовал провести расследование закупочной деятельности четырех крупнейших компаний на рынке маслопереработки. «Ценовая ситуация на рынке подсолнечника складывается таким образом, что цены меняются резко, одновременно и повсеместно, — говорится в заявлении, подписанном гендиректором этой компании Марком Федотовым. — Так, например, за последний месяц цены снизились на 1 тысячу рублей за тонну. Динамика снижения цен очень напоминает картельный сговор между крупнейшими переработчиками.» С Федотовым солидарен и Эдуард Курочкин, директор ООО «Югтранзитсервис-Агропродукт»: — В России получать рекордные урожаи подсолнечника становится невыгодно. В настоящее время мы столкнулись с проблемой — как реализовать произведенную продукцию. Анализируя одновременно снижающуюся у всех переработчиков маслосемян стоимость, мы понимаем, что к середине сезона цены могут упасть до уровня себестоимости.

Нерациональное зерно

Расследование антимонопольщиков, по их собственным отзывам, имеет совершенно неясную перспективу, доказать ценовой сговор достаточно сложно, и возможное решение ФАС может быть в любой момент оспорено. Так что обвинения в сговоре, не исключено, так и останутся риторикой в ценовом споре сторон, каждая из которых к подобным аргументам периодически прибегает. В прошлом году ситуация на рынке была прямо противоположной, маслопроизводители пытались обвинять в сговоре продавцов, завышавших закупочные цены и грозились обратиться в антимонопольную службу. В условиях высокой закупочной цены прошлого года владельцы крупнейших МЭЗов встречались и пытались выработать единую тактику, которая в прошлом году успеха, впрочем, не принесла, но зато добавила оппонентам в этом году убежденности в сговоре. Владельцы МЭЗов ценовой сговор, как водится, отрицают. — Это откровенный заказ, для такой ситуации на рынке есть объективные причины, — считает Вадим Викулов, председатель правления компании «Астон» — Обращение в ФАС я рассматриваю как своеобразный элемент шантажа с целью добиться от правительства ликвидации экспортной пошлины на вывоз семечки, — заявил «ЮР» глава «Русагро» Вадим Мошкович. Впрочем, противная сторона ничуть и не скрывает своего намерения добиваться отмены 20-процентной экспортной пошлины на вывоз подсолнечника. Эдуард Курочкин считает, что «отмена экспортной пошлины позволит сделать отечественную продукцию конкурентоспособной на мировом рынке, избавиться от диктата цен закупщиков, реализовать невостребованные на внутреннем рынке излишки подсолнечника и оградить отечественных производителей подсолнечника от убыточного производства». По мнению многих опрошенных «ЮР» экспертов, именно эта мера могла бы стабилизировать ситуацию на рынке.

Постная мина

Дело в том, что подсолнечник — одна из самых экспортно-привлекательных сельскохозяйственных культур. Вывоз семечки в свое время приносил высокие доходы ее производителям и экспортерам. Так, в 1998 году Россия вывезла более 1 миллиона тонн подсолнечника, что составляло на тот момент четверть всего внутреннего производства. Однако экспорт семечки, которая, понятно, является еще и сырьем для российских производителей масла, не устраивал маслоперерабатывающие предприятия, которые при наращивании экспорта вполне реально могли столкнуться с дефицитом сырья. Считается, что введенная в 2001 году 20-процентная экспортная пошлина была пролоббирована в правительстве РФ именно производителями масла. Между тем, в свое время введение пошлины стабилизировало ситуацию, с рынка удалось по большей части вытеснить импортное масло, а маслопереработчики постоянно наращивали свои мощности. В свою очередь динамичный рост перерабатывающих мощностей, обеспечил устойчиво высокий спрос на подсолнечник и стал основным фактором расширения его производства. Теперь ситуация, похоже, в корне изменилась. Низкие цены этого года и возросшие производственные затраты, напротив, приводят к падению рентабельности производства подсолнечника. Не исключено, что, несмотря на рекордные объемы внутренней переработки, на рынке останутся значительные объемы подсолнечника, которые могли быть реализованы за счет резкого расширения экспорта. В противном случае считается, что рынок столкнется с угрозой высокого избыточного предложения практически на всем протяжении сезона. Ситуация усугубляется ожидаемым ростом урожая сои в этом году. — Власти пора, наконец, научиться гибко реагировать на запросы рынка, — считает Александр Родин. — Экспортные пошлины должны быть или отменены, или снижены. А при таком развитии событий, прежде всего, страдают производители-аграрии, которые уже и так несут убытки от перепроизводства зерна и низкой его цены.

Галина САЦЕНКО



 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2019 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна