Без права на синхрон На прошлой неделе стало известно, что управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю оштрафовало компании ОАО «Роснефть-Ставрополье» и ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» (Краснодарский край) за согласованные действия при установлении розничной цены на топливо. — В середине ноября прошлого года эти компании, занимающие больше 50% краевого розничного рынка, в течение двух дней подняли цену на дизельное топливо и бензин марок А-76, АИ-92 и АИ-95 на одинаковую величину. Мы проанализировали динамику отпускных цен НПЗ, поставляющих им топливо. Цены на НПЗ менялись по-разному. У компаний разные транспортные издержки. А цены изменились одномоментно. Такого не было уже три года, — рассказал «ЮР» руководитель управления Владимир Рохмистров. «Дочка» ЛУКОЙЛа, занимающая по оценкам УФАС около 14% розничного рынка края, была оштрафована примерно на 49 миллионов рублей, «дочка» Роснефти с долей примерно в 37% — на 26 миллионов. — Мы применили согласно изменившемуся антимонопольному и административному законодательству так называемые оборотные штрафы, которые рассчитываются, исходя из выручки розничных сетей компаний — они занимаются также оптовой торговлей. Раньше максимальный штраф был 500 тысяч рублей, — объясняет Рохмистров. Тот факт, что одна компания («Роснефть-Ставрополье») могла поднять цену вслед за конкурентом в целях увеличения прибыли, и согласованные действия были не нужны, по словам Рохмистрова, ничего не меняет: — В 2003 году Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес решение по делу, которое ранее рассматривало Санкт-Петербургское управление ФАС. Он решил, что синхронные действия в течение трех дней занимающих монопольное положение компаний являются согласованными.
Новые процессы В пресс-службе «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукта» «ЮР» заявили, что сговора не было, но сейчас юристы изучают документы УФАС, о дальнейших решениях компании будет объявлено позже. А в «Роснефти-Ставрополье» возмущены действиями антимонопольной службы. — УФАС в ходе своего расследования подтасовало некоторые факты. Например, повышение цен произошло не на всех наших АЗС, а всего на 5—7%. Во-вторых, мы с ЛУКОЙЛом занимаем намного меньше 50% краевого рынка. У нас на двоих меньше 200 заправок, всего же в крае их около 500. Я понимаю, им надо показать, что они работают и ничего не боятся, но надо знать меру, — заявил «ЮР» замгендиректора компании Михаил Дрыгалов. Доля рынка считается не по количеству АЗС, а по объемам реализуемого топлива, уточняет Рохмистров из УФАС. — В районах есть устаревшие контейнерные заправки, где за неделю десять машин заправляется. А у этих субъектов заправки на федеральных трассах и в городах, — говорит он. В Роснефти готовы к серьезному противостоянию с УФАС. — Мы обязательно будем оспаривать штраф и полностью уверены, что выиграем процесс. Мы не отступимся и будем требовать от УФАС публичного извинения за его заявления, а то и компенсации за нанесение вреда деловой репутации, — рассказывает Дрыгалов. Это бензиновое дело уже привело к одному судебному процессу. Еще в конце декабря, когда УФАС признало компании виновными в согласованных действиях и предписало их прекратить, «Роснефть-Ставрополье» обратилась в Арбитражный суд края с требованием отменить предписание. Предварительное рассмотрение этого иска должно начаться на этой неделе. «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», кстати, подобного иска не подавал. Но штраф компания будет оспаривать обязательно.
Александр ВОРОБЬЕВ