Стратегические маневры Федеральная антимонопольная служба не позволила ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» приобрести в собственность 22 АЗС волгоградских компаний «Проэкс» и «Випойл-Инвест». Главная мотивировка — ВИНК (вертикально-интегрированная компания — «ЮР») и без того занимает на рынке монопольное положение. Компании-участники сделки отказываются комментировать ситуацию. Между тем, как отмечает аналитик компании «ФИНАМ» Владислав Исаев, противодействие УФАС вряд ли повлияет на стремление ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» еще больше упрочить свое положение на рынке. — Скорее всего, ЛУКОЙЛ попытается добиться пересмотра решения, — считает г-н Исаев. — Возможен также вариант с покупкой компании через подставную фирму, однако это не позволит оптимизировать бизнес настолько, чтобы повысить эффективность операций. По мнению Владислава Исаева, отказ УФАС удовлетворить ходатайство ВИНКа выглядит несколько странно. — Ведь если ЛУКОЙЛ и так является монополистом, то как изменит ситуацию покупка еще части АЗС, которые и раньше грузились топливом от ЛУКОЙЛа по ценам, обусловленным договоренностями нефтекомпаний с государством? — недоумевает он. По-видимому, наступательная стратегия будет характерна для ВИНКа и в дальнейшем. Согласно плану развития компании, количество заправочных комплексов ЛУКОЙЛа до 2014 года планируется увеличить в стране в два раза — и довести их число до 2,5 тысячи. В ближайшей перспективе ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» планирует расширение сети АЗС в Ростовской области. Доля заправок компании здесь составляет не более 5% от общего их количества в регионе. Как сообщили «ЮР» в самой компании, сейчас среди независимых операторов области ведутся активные поиски потенциального объекта поглощения. В частности, ЛУКОЙЛ не прочь приобрести в собственность кого-нибудь из ростовских бензиновых игроков. «В данный момент под брендом ЛУКОЙЛа в области действуют 28 АЗС. Было бы неплохо довести их количество до 100», — резюмируют в компании. О намерении расширить сеть АЗС в ЮФО за счет приобретения активов местных независимых компаний говорят и в Южной нефтегазовой компании (ЮНГК). Напомним, ЮНГК образовалась в ноябре прошлого года в результате покупки газпромовской компанией ОАО «Газэнергосеть» ростовского розничного оператора ГК «Инвестпром». В «наследство» ЮНКГ перешли три нефтебазы и 25 АЗС в Ростовской области и на Кубани. В планах компании — активное освоение бензинового рынка Юга России. В обозримом будущем она намеревается увеличить количество АЗС до 200. Как отмечают в компании, своими силами предполагается построить не более 40% АЗС. Остальные — приобрести у независимых операторов. Переговоры о покупке уже ведутся, причем сразу на нескольких фронтах. Сфера интересов для ЮНГК — весь ЮФО. У других крупных операторов рынка менее амбициозные планы. По словам пресс-секретаря компании «ТНК-Менеджмент» Виктории Клещуковой, строительства или приобретения в собственность новых АЗК в ТНК-BP пока не планируется. В ближайшие два года в компании займутся реконструкцией уже имеющихся в ЮФО заправок и «приведением их к стандарту ТНК-BP». Информацию о планах развития другого крупного оператора рынка ЮФО — компании «Роснефть» — «ЮР» получить не удалось.
Сколь веревочка ни вейся… При оценке перспектив развития конкуренции на розничном рынке мнения экспертов и непосредственных участников радикально расходятся. Например, прогноз руководителя одной из нефтяных компаний ЮФО звучит как приговор: «Для независимых бензиновых операторов все рано или поздно заканчивается печально. Это закон. Мелких игроков и так почти не осталось». Независимые эксперты придерживаются несколько иной точки зрения. Например, главный редактор бюллетеня «Инфо ТЭК» Наталья Шуляр уверена: информация о том, что независимая частная розница умирает — не более чем миф. — Мелкие независимые операторы не уйдут с розничного рынка никогда, — утверждает г-жа Шуляр. — Существует множество компаний, каждая из которых владеет двумя-тремя заправками. Они обеспечивают бензином определенный район и этим довольны. ВИНКи просто не пойдут в те регионы, где содержать заправки невыгодно. Во многих крупных компаниях сейчас проводится реструктуризация сбытового сектора. Например, ЛУКОЙЛ выводит из делового оборота все АЗС, на которых реализуется менее четырех тысяч тонн топлива в сутки. За последние два года из оборота компании вывели порядка 200 АЗС. С ней согласна и аналитик информационного центра «Кортес» Людмила Лурье. — В борьбе за потребителя ВИНКи скорее вытеснят с рынков друг друга. Ведь в результате масштабных слияний количество самих ВИНКов сокращается. К тому же зачастую цены повышают именно независимые операторы. По сравнению с ВИНКами они несут больше расходов на содержание АЗС. По данным «Инфо ТЭК», к началу 2006 года в России насчитывалось около 22 тысяч АЗС. И только шесть тысяч из них (27%) принадлежали вертикально-интегрированным компаниям (без учета франчайзинга). ЮФО отражает это соотношение почти зеркально: из четырех тысяч южных АЗС только 870 (21%) принадлежат ВИНКам. В округе есть два региона, где доля крупных компаний в реализации нефтепродуктов приближается к 40%. Это Волгоградская область и Астраханский регион — «вотчина» ООО «ЛУКОЙОЛ-Нижневолжскнефтепродукт», где совокупная доля ООО «Астраханьгазпром» и «дочки» ЛУКОЙЛА, по мнению специалистов территориальных УФАС, составляет около 80%. Тем не менее эксперты сходятся на том, что вскоре на смену периоду активного раздела рынка придет управляемая конкуренция. Возможности ценовой конкуренции в таком случае будут ограничены с одной стороны силой конкурентов, с другой — позицией государства. А вот конкуренция по качеству обслуживания вполне возможна.
Тимур САЗОНОВ