ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Фармацевтические «акулы»

Категория: Общество, Наше дело  |  автор: admin
Аптека на взлете По данным исследовательской компании DSM-Group, в 2005 году объем общероссийского розничного рынка лекарственных средств составил $9 миллиардов, что почти на 35% больше, чем в предыдущем году. По прогнозам аналитиков, темпы прироста сохранятся в ближайшее время, так что к 2010 году за лекарства в России будут платить $17 миллиардов в год. Подобное увеличение не значит, что в стране станут больше болеть — основной рост идет за счет продаж, дорогие лекарства в рамках государственной программы «Дополнительное лекарственное обеспечение» становятся более доступными. Увеличиваются также продажи парафармацевтики (БАД, лечебной косметики). По данным исследовательской компании «Ремедиум», темпы роста на рынке ЮФО сравнимы с общероссийскими. — Три наиболее крупных субъекта ЮФО — Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области — занимают около 12% национального аптечного рынка, — поясняет «ЮР» Виктория Соколова, начальник отдела маркетинга компании «Ремедиум». — По итогам 2005 года — это более $300 миллионов. Активный рост фармацевтического рынка способствует развитию аптечной розницы, ведь именно через аптеки и реализуется внушительная часть лекарственных средств. В ЮФО — розница только формируется, что делает регион очень привлекательным для федерального аптечного ритейла. За последние несколько лет на Юг России пришли лидеры отрасли — аптечная сеть «36,6», «Ригла», «Доктор Столетов», «Союзфарма», «О3» и многие другие. Борьбу за место под солнцем федеральные игроки ведут с помощью достаточно агрессивных методов. Например, об активном поглощении конкурентов заявляет нынешний лидер аптечной розницы, компания «36,6». Ее руководство планирует скупать крупные местные сети в городах с населением свыше полмиллиона человек. Лидер по количеству розничных точек в России — компания «Доктор Столетов» — также видит себя в качестве аптечной «акулы». — В планах компании — агрессивное развитие за счет поглощения местных игроков, — говорит Ольга Николаева, начальник отдела рекламы и PR федеральной сети «Доктор Столетов». — Если сейчас доля компании на южном рынке составляет порядка 5%, то в перспективе планируем стать одним из ведущих игроков в ЮФО. В планах другого крупного игрока — «Риглы» — активное расширение в регионы. В год она собирается прирастать десятками новых аптек, в том числе и за счет приобретения местных конкурентов. Пилюля для роста Сегодня присутствие федеральных аптечных сетей особенно заметно в Волгограде, считают эксперты. Здесь действуют почти все столичные лидеры фармрынка. Одной из первых в город на Волге пришла компания «Доктор Столетов». В 2004 году она приобрела краснодарскую сеть «Доктор W», в которую входило свыше 100 предприятий в Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Адыгея, Волгоградской и Ростовской областях. Сейчас компания ведет ребрендинг своей торговой сети в Волгограде — переоснащение каждой торговой точки обходится ей в $20 тысяч. Лидер аптечной розницы России — сеть «36,6» — в конце прошлого года объявила о покупке 13 аптек сети «Добрый сосед». Сумма сделки,по мнению экспертов, превысила $2,5 миллиона. Основной конкурент «36,6» — компания «Ригла» владеет 6 волгоградскими аптеками, которые ранее принадлежали местной сети «Пересвет». На сегодняшний день основной конкурент столичных игроков — государственная сеть «Волгофарм», которая включает в себя 47 аптечных учреждений. Кроме того, в городе работает около 30 муниципальных аптек. Остальные предприятия — это разрозненные частные аптеки, которые вряд ли смогут составить конкуренцию сетевым гигантам. Ситуация, подобная волгоградской, складывается и в Ростовской области. По данным ГК «Ремедиум», в 2005 году ростовский рынок в ЮФО рос быстрее окружного. Первой экспансию в южную столицу начала компания «Ригла». В 2003 году она приобрела местную сеть драгсторов «Будь здоров», которую создал местный предприниматель Сергей Меньшиков. Другой крупный игрок — «36,6» — начал приобретение конкурентов в донской столице в начале этого года, скупив активы местной «Трифармы», включающей 23 аптеки. Каким образом она будет строить свой маркетинг, пока неясно. Сумма сделки оценивается аналитиками от $5 до $10 миллионов. Вероятно, такая невысокая цена связана с низкой прибыльностью аптечного бизнеса на Юге России. По сравнению с ситуацией в ЮФО, по данным ГК «Ремедиум», относительно невысокая розничная аптечная наценка (25% против 31% в среднем по РФ). Другие наиболее крупные местные сети: «Ростфармснаб», «Фармспейс» и «Фармацевт Плюс». Кроме того, в Ростове работают московские «О3», «Доктор Столетов», питерская «Радуга». В ближайшее время в городе может появиться еще одна столичная сеть — «Союзфарма», присматривается к рынку и «Натур-Продукт». В Краснодарском крае развитие аптечной розницы происходит не столь динамично, как в других субъектах. По мнению Виктории Соколовой, руководителя департамента маркетинговых исследований компании RMBC (ГК «Ремедиум»), это связано с тем, что в крае нет одного большого центра, зато много самостоятельных крупных городов. Подобная развитая инфраструктура создает сложности в развитии сетей. Сегодня активное освоение региона ведет компания «Доктор Столетов». Кроме того, в регионе работают «Ригла», «36,6». Самые крупные местные сети, по данным ГК «Ремедиум», — это «Лора-Плюс» и «Спасатель». Местная реакция По мнению аналитиков, сегодня рынок Юга России характеризуется отсутствием четко обозначенного лидера и малыми долями на нем крупных московских сетей. Большая часть аптечной розницы все еще принадлежит единичным местным аптекам. Смогут ли они противостоять сетевым гигантам — большой вопрос, ведь последние собираются в ближайшее время существенно увеличить свои сети за счет покупки местных игроков. Сети, которые сумеют сохранить свою независимость, собираются противопоставить федералам низкие цены. — Мы провели анализ ситуации и пришли к выводу, что существующий процесс мало повлияет на сеть социальных аптек, которую мы развиваем, — говорит Ольга Прикащикова, заместитель директора сети «Донская аптека» в Ростове. — Ценовая политика москвичей разнится с нашей. Несмотря на приход крупных игроков, «Донская аптека» собирается развивать свой бизнес и увеличивать количество магазинов. Сейчас в сети всего 8 аптек, а через три года их число планируется довести до 30. Сеть работает не только в Ростове, но и в областных городах. По мнению представителя другой крупной аптечной сети, принадлежащей ростовским предпринимателям, приход федеральных сетей может стимулировать качество работы местных операторов рынка. Например, они будут вынуждены улучшить обслуживание, расширить ассортиментный ряд, придерживаться умеренной ценовой политики. Приход крупных сетей пока отражается на аптеках, находящихся в проходимых местах, и почти не затрагивает так называемые «спальные аптеки», расположенные вдали от центра города. — Однако вполне возможно, что крупные сети, например, «36,6» уже готовятся к освоению спальных районов — рассказал «ЮР» источник, пожелавший остаться неизвестным. Вероятно, что наибольший удар примут на себя единичные аптеки. По данным компании «Фармэксперт», в настоящее время динамика оборота в сетевом аптечном бизнесе значительно превышает среднюю динамику по рынку аптечных продаж. Для сетевых аптек средний оборот в 2-4 раза выше, чем в самостоятельных аптеках. По прогнозам аналитиков, в ближайшие несколько лет до 50% местного рынка окажется под контролем 5-6 крупных сетевых компаний. Однако этот процесс затронет в основном крупные города ЮФО. Ситуация в республиках Северного Кавказа вряд ли изменится в ближайшее время: пока ни одна крупная сеть не собирается открывать здесь свои филиалы. Крупнейшие игроки аптечной розницы (по итогам 2005 года)
Название cети Оборот 2005г. (млн. $) Количество аптек Аптеки в ЮФО
«36,6» 300 (+42%) 512 Ростовская область — предположительно 28, Волгоградская область — 19
«Доктор Столетов» н/д 280 Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край, Республика Адыгея — более 100
«Фармакор» 140 200 нет
«Ригла» 107 360 Ростовская область — около 10, Краснодарский край — 10, Волгоградская область — 6
«Имплозия» 90 268 нет
«ОЗ» 89 140 есть
«Старый лекарь» 65 52 нет
«Натур-Продукт» 60 196 планирует
«Вита» 60 149 нет
«Первая помощь» 57 80 нет
«Биотэк» 42 238 есть

Анна ДЕМЧЕНКО



 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2019 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна