Сочинская олимпийская стройка, по данным Минтранса РФ и РЖД, потребует доставить в Сочи 100 миллионов тонн грузов к 2014 году, из них 60—70 миллионов должны прибыть по железной дороге. Правда, Владимир Путин дал задание к 2012 году все объекты построить и опробовать на крупных спортивных соревнованиях. В Минтрансе «ЮР» неофициально пояснили, что это было публичное заявление, не подкрепленное официальным поручением, поэтому транспортники пока ориентируются на 2014 год. Даже по этой растянутой программе дорога должна будет справляться минимум с 10 миллионами тонн ежегодно, пока же пропускная способность ветки Туапсе—Адлер, как заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в обращении к Владимиру Путину, составляет 4—5 миллионов тонн. Подготовка к Играм потребует масштабной железнодорожной стройки. Как стало известно «ЮР», правительство уже приняло решение потратить порядка 70 миллиардов рублей на два проекта. Причем эти средства не запланированы Федеральной целевой программой «Развитие Сочи как горноклиматического курорта в 2007—14 годах», общая стоимость которой составляет 312 миллиардов рублей. ФЦП сама по себе позволила говорить о сочинской Олимпиаде как одной из самых дорогих в истории олимпийского движения. Только два из уже принятых железнодорожных проектов удорожают Игры-2014 почти на четверть.
Удвоение ветки Наиболее важный проект — реконструкция ветки Туапсе—Адлер. — Длина всего участка составляет 111 километров, общая протяженность двухпутных участков — 47 километров. В результате реконструкции двойной путь будет продлен на весь участок, — рассказал «ЮР» замначальника департамента госполитики в области железнодорожного транспорта Минтранса РФ Владимир Суетин. Таким образом, администрации Краснодарского края, которая постоянно жалуется, что эта ветка не вписывается в курортный облик побережья и мешает строительству отелей и аквапарков, придется ради Олимпиады примириться с удвоением дороги. Полноценное технико-экономическое обоснование еще не разработано, но оценочная стоимость проекта составит на первом этапе 42 миллиарда рублей. Второй проект, который будет реализован по решению правительства, — строительство железнодорожной ветки от Адлера до Красной Поляны. Точная трасса пока не установлена, ее примерная длина, по данным «ЮР», составит 24 километра. — Стоимость этого проекта примерно 28 миллиардов рублей. РЖД совместно с концерном «Финмеханика» и канадской компанией Bombardier будет участвовать в конкурсе по определению генподрядчика, — рассказал «ЮР» начальник отдела внешних инвестиций РЖД Павел Курчанов. Примечательно, что эта ветка была включена в сочинскую ФЦП, но из-за технической ошибки в тексте ФЦП Красная Поляна названа Грушевой. Как пояснил «ЮР» Владимир Суетин из Минтранса, на строительство железной дороги до необозначенной на карте Грушевой Поляны деньги не могут быть выделены. Поэтому для краснополянской дороги будет изыскан другой источник финансирования, скорее всего это будет ФЦП «Развитие транспортной системы России в 2010—15 годах».
Мифическая ветка РЖД и специально созданная Межведомственная рабочая группа (сопредседатели — замминистра транспорта Александр Мишарин и замминистра экономического развития Станислав Кузнецов) в этом году должны рассмотреть несколько других проектов и принять решение «быть им или не быть». Как пояснили в Минтрансе, самым насущным является проект продления еще не существующей ветки Адлер — Красная Поляна до населенных пунктов Шедок или Хаджох. Экономического смысла эти проекты не имеют, они нужны в качестве объездных путей, чтобы Красная Поляна в случае лавины не оказалась отрезана от внешнего мира. Рассматривается ведомствами и уже ставшая полумифической идея переноса ветки Туапсе—Адлер с побережья в горы. Власти Краснодарского края мечтают об этом давно, а вывел идею на федеральный уровень в 2004 году экс-полпред в ЮФО Владимир Яковлев. В 2005 году в связи с олимпийскими претензиями Сочи эта шутка стала все больше походить на правду, но в 2006 году президент РЖД Владимир Якунин заявил, что перенос дороги в горы пока не состоится. Этим летом, после того как Сочи стал олимпийской столицей-2014, на юге снова вспомнили о грандиозном проекте. И хотя федеральное правительство и РЖД не спешат его комментировать, идея, как выяснилось, живет. Как рассказал «ЮР» Владимир Суетин из Минтранса, план переноса предусматривает строительство ветки Кливерковская — Адлер длиной около 150 километров, на 12 километров севернее существующей дороги. — Это очень сложная трасса, уходящая в горы, а необходимых пассажиропотоков для нее мы не видим. В летние месяцы в Сочи приезжают 1,5—2 миллиона отдыхающих, к Олимпиаде будет рост, но потом опять наступит спад, — рассказывает он. — К Олимпиаде дорога Кливерковская — Адлер вряд ли может быть построена. Это могло бы означать срыв Олимпиады. Если этот проект и будет реализован, то только после 2014 года, — убежден Павел Курчанов из РЖД. Однако будет ли в этом строительстве смысл после Олимпиады, пока сказать трудно.
Александр ВОРОБЬЕВ