|
|
|
|
|
Схватка Аполлона и Асклепия
|
|
|
|
— «Служенье муз не терпит суеты». Возможно. Но совсем уж необычно, когда рядом с источником вдохновения на Геликон-горе за спинами Аполлона и его подружек муз примостился Асклепий, опирающийся на посох, вокруг которого обвилась змея. Интересно, как служение Аполлону совмещается с трудом на поприще Асклепия.
— Я вам объясню, почему моя отдушина от медицины в творчестве, — говорит Александр Неделько. — Вы к нам приходите, как пациенты, вам плохо, вам больно, вам неуютно, депрессия. И на нас все время идет какой-то отрицательный потенциал. Естественно, настоящий врач отдает пациенту кусочек души. Раз отдал, два отдал, три — и у тебя ничего не осталось. Но я же должен восстанавливаться как-то, должен себя и физически и духовно сохранять. Для меня занятие живописью и есть такое сохранение.
Я этим занимаюсь практически все жизнь. Но лет до сорока с лишним выбрасывал свои работы, уничтожал их. Потому что, если я вижу красоту, а потом на холсте нет моих впечатлений, моего восторга, я эти картины уничтожаю — уроды не должны рождаться. Много в своей жизни сжег холстов. Но однажды друг меня переубедил. И некоторые работы я начал оставлять. Выжившие вы и видите на этой выставке.
— Количество невыброшенных работ уже давно перевалило за сотню…
— Дело не в количестве. Я работы стал оставлять с конца 90-х. Мне как-то неудобно об этом говорить (тут профессиональные художники сидят без куска хлеба, но мои работы покупают. И, знаете, всегда жаль, когда они уходят в чужие руки. Это как семейная беда.
— Живопись должны видеть и знать другие люди. Иначе смысл творчества пропадает…
— Но я над некоторыми картинами работаю иногда по полгода. Переписываю, исправляю. В мастерской висит много работ. Нахожу какой-то цвет и понимаю, что вот в той картине, висящей под потолком, я его должен вставить. Ставлю лестницу и дописываю что-то. Так что я вовсе не жадничаю…
— Живописи за эти годы много у вас накопилось, а операций сколько при этом сделано?
— Еще больше, тысячи, но никогда не считал. Я почему с вами сейчас такой усталый с тихим голосом сижу. Отстоял сегодня на трех операциях, и сейчас как выжатый лимон. Медицину бросить не могу. 25 лет этим занимаюсь. Божеское дело — людям помогать, и меня это вдохновляет в жизни.
— А разве скальпель для хирурга не то же самое, что кисть для художника?
— Забудьте про скальпель. Это не самое интересное в медицине. Конечно, есть мнение, что большой хирург — это большой разрез. Но, слава богу, прошли времена, когда мы резали вдоль и поперек. Сейчас мы можем оперировать лапароскопически — через дырочки и малотравматично. Чем более щадяще хирург относится к пациенту, чем меньшую травму наносит, достигая лечебной цели, — тем более человеколюбивой становится медицина, что мне очень нравится. И я иду по этому пути.
— Но живопись Ваша — экспрессивная, темпераментная — как с медицинским миролюбием сочетается?
— У меня был один оппонент среди наших хирургов, он на каждой научной конференции, где я выступал, говорил: «Александр Иванович, я вас уважаю, но вы занимаетесь ерундой — дроблением камней. Что это такое! Да я эту операцию за полчаса делаю, а вы несколько дней возитесь». Бог шельму метит. Года два назад, как-то звонит мне этот человек и страшным голосом говорит, что у него беда, он умирает, у него камень в желчном пузыре. Я отвечаю, какие проблемы, приходите, мы вам его вырежем: «Через пять дней вы будете дома». Он долго молчал в трубку, а потом говорит, что же вы меня так не любите? А может подробить? Когда речь зашла о его здоровье и его собственных интересах, он выбрал самый малотравматичный путь. Что мы потом и сделали, естественно. Все мы такие великие и смелые, пока речь не идет о нашей собственной шкуре.
Я очень темпераментный человек. Но почему я должен свой темперамент проявлять в разрезах на чужом животе? Темперамент — вот он здесь, на выставке, в картинах. Что такое живопись? — Это значит душу положить на холст. Да, здесь вы меня видите изнутри. Я такой. И, кстати, по живописи я могу сказать, что за человек ее написал. Иногда смотришь картины и тебя будто бьют хлыстом — что-то ужасное, черное, кошмарное. И я понимаю, у человека такая душа. Многие моменты можно понять на чувственном уровне. Живопись должна человека как бы лечить, благоприятно действовать.
— То есть лечите тело и душу? Врач со всех сторон?
— Совершенно верно — терапевтический эффект.
— Отстояв столько времени на операциях, приходите домой усталый и разбитый. Откуда силы писать?
— Желающий работать ищет средства, не желающий — причины. Я ведь пишу не потому, что мне нужно писать. Я этим не зарабатываю. Пишу потому, что не могу не писать. Это не время, вычтенное из жизни. Это плюс к ней. Хирурги ведь редко доживают до пенсии.
Наталия ЗОГРАБЯН
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|