|
|
|
|
|
Аршином общим не измерить?
|
|
|
|
ОцененныеГлавное нововведение от Козака — предложенная система оценки губернаторской работы. Причем оценить главу региона смогут не только на верхнем этаже власти, но и в народе, поскольку данные будут публиковаться в СМИ. Сначала губернатор будет обязан опубликовать свой прогноз социально-экономического развития региона и уровня жизни жителей вверенной ему территории на предстоящий год, а потом по истечении года также через СМИ отчитаться о проделанной работе. И будет возможность сравнить обещанное с действительным. Во избежание недоразумений, отчет о проделанной работе перед опубликованием пройдет экспертизу федерального центра. Чтобы отчет не звучал абстрактно, в него предлагается включить 30 конкретных показателей (см. таблицу). — Показатели отражают только те параметры, которые напрямую зависят от региональной власти. И глядя на них, можно проанализировать, как развивается территория, как живут граждане под руководством того или иного губернатора, — заявил «ЮР» заместитель полпреда в ЮФО Александр Починок. — Что происходит сейчас? Губернатор отчитывается: «В прошлом году мы потратили на здравоохранение столько-то, в этом планируем потратить больше». А губернатор должен заявить, что, например, в сфере здравоохранения он собирается обеспечить такой-то охват населения высокотехнологичными операциями, а очереди в поликлиники будут не больше определенного показателя. Деньги будут выделяться не абстрактно на медицину, а на то, чтобы в конкретной больнице пролечили установленное число больных с установленным результатом. — Совершенно очевидно, что для жителя любого региона информация о конкретных результатах работы губернатора будет полезна, — прокомментировал «ЮР» председатель Ростовского областного комитета государственной статистики Владимир Емельянов. — Глядя на статистику, легко оценить, как работал губернатор. К примеру, если падает уровень жизни, не поднимается производство, то о какой эффективной работе главы региона можно говорить?
ВнебюджетныеВ предложенном законопроекте учтена еще одна немаловажная деталь, затрагивающая взаимоотношения бизнеса и власти. Власть предержащим будет запрещено иметь и создавать какие бы то ни было внебюджетные фонды. Более того, поставлено табу на взимании с юридических лиц и граждан не только денежных средств, но и платежей в натуральной форме и в форме безвозмездных услуг. Вводится эта норма, так как досконально проконтролировать деятельность внебюджетных фондов невозможно, а чиновные поборы регулярно перерастают в скандалы. Например, последний случился в Волгограде. Тамошние предприниматели потянулись в полпредство с жалобами на то, что за любую бумажку власть официально берет с них мзду. Из 500 миллионов рублей, собранных таким образом в 2004 году во внебюджетный фонд Волгограда, мэр Ищенко смог отчитаться только о расходовании 135 миллионов.
ОграниченныеГлавам дотационных территорий Дмитрий Козак в своих поправках уделил особое внимание и предложил ввести жесткий финансовый антидопинг, чтобы губернаторам да президентам самим захотелось слезть с дотационной иглы. Если бюджет региона в течение двух лет подряд более чем на половину будет формироваться за счет трансфертов из центра, деятельность губернатора возьмут под контроль. Проект бюджета будет проходить экспертизу на предмет обоснованности и целесообразности расходов. Его исполнение проверит Счетная палата РФ. Кассовое исполнение бюджета — исключительно через Федеральное казначейство. Замы губернатора и руководители структурных подразделений будут назначаться и увольняться только по согласованию с федеральным центром. — Большинство регионов ЮФО являются дотационными, но есть данные, что до половины экономики Юга России находится в тени, — заявил Дмитрий Козак. — Все, что уходит в тень, — воровство… Очевидно, полпред Козак рассчитывает, что финансовый антидопинг сократит теневой сектор и выправит экономику региона. А так как в ЮФО все регионы, кроме Астраханской области (по итогам 2004 года), дотационные, применить новый кнут можно будет чуть ли не к каждому. Правда, в законопроекте точкой отсчета предлагается взять бюджеты на 2006 год.
Очень ограниченныеБолее жесткие ограничения предусмотрены для глав регионов, уровень дотационности которых на протяжении 2 лет (точка отсчета — 2007 год) превышает 80 процентов, либо его долги перед федеральным бюджетом превышают 30 процентов от собственных доходов. В этом случае предполагается вводить на территории временную финансовую администрацию сроком на год. В ЮФО есть только один регион, который дотируется более чем на 80 процентов — Чечня. И там де-факто временная администрация уже введена. Но еще два региона ЮФО — Ингушетия и Дагестан — на грани: уровень их дотационности превышает 70 процентов. — Мы не ставим целью любой ценой ввести в республиках Северного Кавказа внешнее управление, — заявил «ЮР» заместитель полпреда в ЮФО Александр Починок. — Наша цель — добиться наведения порядка. Если регион живет за счет дотаций из центра, то на каком основании его глава тратит миллион долларов на vip-зал в аэропорту, как это произошло в Дагестане? Или строит дорогой памятник, как в Кабардино-Балкарии… Мы не против памятников и vip-залов — кому-то это может и нужно. Но не в той ситуации, когда своих доходов нет! И если у региона доходы очень маленькие, а дотации очень большие, и при этом не соблюдается бюджетная дисциплина, давайте на год назначим людей, которые проведут санацию, как при банкротстве. Только это может стать стимулом для глав регионов, чтобы лучше работать... Впрочем, согласно законопроекту, глава любой республики может в течение 3 месяцев обжаловать введение внешней администрации в арбитражном суде. А может решить этот вопрос и полюбовно, полностью или частично отказавшись от дотаций центра не позднее, чем за 4 месяца до очередного финансового года.
Точка зренияСамым ярым противником инициативы Дмитрия Козака о введении на территории дотационных регионов временной администрации оказался президент Ингушетии Мурат Зязиков. В интервью московским СМИ он заявил буквально следующее: — Я глубоко убежден, что это невозможное решение. С позиции чего будет делаться внешнее управление? С позиции Садового Кольца? Я на месте лучше сделаю то, что нужно, чем человек, который академически рассуждает из Москвы. И вместо того, чтобы оказать конкретную помощь по федеральной программе развития Юга России, предлагается какое-то внешнее управление. Я этого просто не приемлю и считаю провокационными заявления отдельных политиков, когда говорят, что Кавказ коррумпирован. Чьи бы заявления это ни были. Клановость — это бред! На Кавказе люди умеют и хотят работать… За комментарием «ЮР» обратился к депутату Народного собрания Ингушетии Муссе Оздоеву: — Как же Зязикову не быть против введения финансовой администрации? Есть ведь заключения Счетной палаты по фактам хищений средств в Ингушетии, которые проходили по ФЦП «Юг России». А про кланы, которых якобы нет, — вообще смешно. Руководитель аппарата у него — родной брат. Службу безопасности возглавляет Русланбек Зязиков. Замминистра МЧС — Таус Зязиков. Директор республиканского транспортного предприятия — Бекхан Зязиков. Прокурор республики — его свояк. Финансовую администрацию в Ингушетии ввести не помешало бы, это хоть как-то поможет центру контролировать республику.
Уровень дотационности в регионах Южного федерального округа (в %%)
Наименование субъекта Российской Федерации |
Уровень дотационности в 1-м полугодии 2005 года |
Чеченская Республика |
83,9 |
Республика Ингушетия |
75,5 |
Республика Дагестан |
70,3 |
Кабардино-Балкарская Республика |
65,6 |
Республика Северная Осетия-Алания |
61,9 |
Карачаево-Черкесская Республика |
58,4 |
Республика Адыгея |
50,9 |
Республика Калмыкия |
47,8 |
Ставропольский край |
31,6 |
Ростовская область |
22,3 |
Волгоградская область |
14,4 |
Краснодарский край |
13,7 |
Астраханская область |
11,3 |
По данным полпредства в ЮФО
Показатели работы за год, по которым главы регионов начнут отчитываться с 2006 года
1 |
Темпы увеличения (уменьшения) валового регионального продукта. |
16 |
Количество вновь созданных рабочих мест. |
2 |
Объем валового регионального продукта на 1 жителя субъекта РФ. |
17 |
Задолженность по зарплате, образовавшаяся в связи с недофинансированием из бюджета субъекта РФ. |
3 |
Уровень дотационности бюджета. |
18 |
Миграционный прирост (убыль) населения. |
4 |
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя. |
19 |
Объем продукции, произведенной малыми предприятиями. |
5 |
Объем налогов и сборов в расчете на 1 жителя. |
20 |
Оборот розничной торговли. |
6 |
Площадь земель, находящихся в сельскохозяйственном обороте. |
21 |
Увеличение (уменьшение) количества хозяйственных обществ и товариществ, а так же индивидуальных предпринимателей. |
7 |
Доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ. |
22 |
Средняя продолжительность жизни жителей. |
8 |
Увеличение (уменьшение) протяженности автомобильных дорог общего пользования муниципального значения с твердым покрытием. |
23 |
Коэффициенты рождаемости, смертности. |
9 |
Доля убыточных государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности субъекта РФ. |
24 |
Величина естественного прироста (убыли) населения. |
10 |
Соотношение объема просроченной задолженности бюджета к объему доходов бюджета. |
25 |
Коэффициент младенческой смертности. |
11 |
Реальные денежные доходы жителей. |
26 |
редний срок пребывания граждан в стационарных лечебно-профилактических учреждениях. |
12 |
Соотношение среднедушевых доходов жителей к прожиточному минимуму. |
27 |
Соотношение численности граждан пожилого возраста, обеспеченных всеми видами социального обслуживания на дому, к численности нуждающихся в таком обслуживании. |
13 |
Размер зарплаты работников бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ. |
28 |
Удельный вес детей в возрасте от 7 до 15 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в общей численности детей данной возрастной категории. |
14 |
Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на 1 жителя. |
29 |
Удельный вес учащихся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, обучающихся во вторую смену. |
15 |
Уровень безработицы (в том числе по методике Международной организации труда). |
30 |
Количество преступлений в сфере государственного управления, совершенных служащими субъекта РФ. |
Инга ПЕЛИХОВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|