ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Утром — деньги, вечером — полномочия

Категория: Политика, Вертикаль власти  |  автор: admin
Новое предложение полпреда Козака об управлении дотационными северокавказскими регионами из Москвы, вплоть до введения прямого федерального правления — далеко не новое. Впервые ДНК озвучил ее в 2002 году. — Региональные власти — получатели финансовой помощи из федерального бюджета, должны иметь значительно меньше свободы и самостоятельности, чем те, кто такой помощи не получает, — заявлял в конце декабря 2004 года президент Путин. Почему же эта идея зазвучала вновь? Ведь давно не новость, что озвученные Козаком Чечня, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия кто на 60, а кто и на 80 процентов финансово зависят от федерального центра. Ответ надо искать в ситуации с Дагестаном. Кризис в республике оказался настолько глубоким и системным, что желанием срочно найти виноватого и сменить его «идеальным руководителем» пришлось поступиться. Смена даже первого лица ничего не даст, менять надо всю годами мутирующую систему власти в регионе. Да вот беда — в одночасье новую систему не отстроишь, нужно время. А его-то в том же Дагестане нет, в республике, по оценкам наблюдателей, фактически идет война. Федеральная же модель ограничения полномочий глав дотационных регионов, по замыслу Козака, позволит снести все «головы старого дракона» и получить время для отстройки новой системы. Дмитрий Козак уже пообещал, что полпредство к осенней сессии Госдумы подготовит поправки сразу в несколько законов, которые в случае одобрения парламентом закрепят новые правила взаимоотношений центра и регионов. — Кто дает деньги, тот ими и должен управлять, — убежден полпред, спецификой работы которого в ЮФО стало «тушение» пожара на Северном Кавказе. — Чтобы оценить проделанную губернаторами и президентами южных регионов работу, необходимо сначала провести независимую аудиторскую проверку бюджетов, ограничить для областей и республик величину долга и дефицита казны, а также регламентировать численность госслужащих и расходы на их содержание. Лишь после этого можно говорить о политической самостоятельности. Многие политологи тут же назвали московское заявление Козака главным политическим событием недели. Ну и, соответственно, бросились искать его плюсы и минусы… — То, что предлагает Козак, чревато дальнейшим распадом страны, — заявил лидер думской фракции «Родина» Дмитрий Рогозин. — В случае, если федеральный центр убежден, что конкретный субъект Федерации коррумпирован или плохо управляется, можно задействовать механизм выражения недоверия главе. К тому же, по мнению Рогозина, большинство российских регионов находится в тяжелом экономическом положении именно по вине федерального центра, который должен не ограничивать их политическую самостоятельность, а оказать поддержку. Примерно так же считают и в Ингушетии. — Нельзя одинаково подходить к Ингушетии и к другим регионам ЮФО. У всех были разные стартовые возможности. Как можно сравнивать такие благополучные регионы, как Краснодарский край, с теми, кто имел изначально худшие условия, — высказал «ЮР» свою точку зрения председатель парламента Ингушетии Махмуд Сакалов. — Ведь Ингушетия существует всего 13 лет, и это самый молодой субъект России. Чтобы заставить главу региона уменьшить дотационность, нужно дать ему возможности. Дать сроки, построить бюджетообразующие предприятия. Решить вопросы безопасности. А потом уже судить — справился или не справился. — Любые подачки расслабляют, — оппонирует ингушскому парламентарию его ставропольский коллега, вице-спикер Госдумы Владимир Катренко. — Постоянные дотации приводят в некоторых субъектах к отсутствию инициативы. Федеральный центр не только вправе, но и обязан контролировать распределение выделяемых им средств. — Главное — убрать национальный вопрос из сферы управления, и в этом полпред прав, — заявил «ЮР» председатель комитета по национальной политике Народного собрания Карачаево-Черкесии Уали Евгамуков. — На всем Кавказе есть тенденция к клановому превосходству. Недопустимо, чтобы представители одного клана отстаивали свои интересы. В этом случае необходимо четкое и грамотное руководство Центра, которое свободно от клановых обязательств. Столь полярное разделение мнений по поводу инициатив Козака свидетельствует о многом. Например, о том, что в региональных элитах происходит серьезная ломка стереотипов. Закончилась пора 15-летнего хождения южных губернаторов да президентов по минфиновским кабинетам, когда умение выпросить федеральные деньги было основным показателем эффективности первого лица. Вернее, эта эпоха изжила себя. Сейчас требуются новые показатели. Источник «ЮР» в полпредстве, принимавший участие в разработке нашумевших инициатив полпреда, прямо заявил: — Наши предложения ни в коем случае не покушаются на принципы, записанные в Конституции о равноправии всех субъектов России. Речь идет о механизмах, которые, не ограничивая политической самостоятельности, повысят ответственность региональных начальников как перед гражданами, так и перед государством. Но если кто-то хочет иметь больше самостоятельности — пусть развивает экономику и отказывается от дотаций.
Субъекты ЮФО Размер дотации (млрд. рублей) В %% ко всему бюджету
Республика Адыгея 1,89 67,73
Республика Дагестан 12,99 70,9
Республика Ингушетия 2,76 55,17
Кабардино-Балкарская Республика 3,37 65,17
Республика Калмыкия 0,82 40
Карачаево-Черкесская Республика 2,014 66,5
Республика Северная Осетия—Алания (данные за 2004 год) 2,45 45,27
Чеченская Республика 7,09 85
Краснодарский край 3,68 9,3
Ставропольский край 5,5 22,43
Волгоградская область 1,76 9,5
Ростовская область 7,41 18,6

Елена КУЛАКОВА



 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2019 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна