Анонимные претенденты — На какой стадии находится проект курорта Мамисон? — В конце января прошла презентация его мастер-плана, выполненного австрийской фирмой Geisler und Trimmel и компанией ЗАО «Росинжиниринг». Мастер-план сделан с учетом как положительных, так и отрицательных моментов всех ведущих горнолыжных курортов мира, в него заложены передовые идеи по обустройству курортов. Количество мест размещения составит 7,5 тысячи, количество обслуживающего персонала — более трех тысяч. То есть соотношение два к одному — это высочайшие мировые стандарты. На первом этапе будет построено 50 километров трасс, 16 канатных дорог, кресельных и гондольных. — Кто оплатил мастер-план? — Заказчиком выступило правительство Северной Осетии, наш комитет по курортам и туризму. — Правительство работает над проектом своими силами? — У нас есть предложения от частных инвесторов, мы к ним присматриваемся, выбираем. И Мамисон включен в ФЦП «Юг России», согласно которой на строительство дорог к курорту и инфраструктуры будет выделено около трех миллиардов рублей. Эта цифра может меняться. В этом году строительство начнется. — Какие инвесторы заинтересованы в проекте? — Поверьте, их много. Проект очень интересный, разработчики (отмечу, что «Росинжиниринг» является одним из основных разработчиков сочинских проектов, австрийская фирма реализует проекты по всему миру) в один голос говорят, что по природным характеристикам Мамисон превосходит Красную Поляну. Но называть частные компании, пока не принято окончательное решение, я не буду. В прошлом году мы заявили об интересе «Сургутнефтегаза», но они потом как-то отдалились. Конкретно за стол переговоров мы ни с кем не садились. — Мамисон будет VIP-курортом? — Не весь. Будут и дорогие отели и, так сказать, для студентов. Это небольшой городок, по которому будут ходить монорельсовые кабинки — последний писк горнолыжного сервиса. — Две соседние республики — Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия — сейчас продвигают масштабные горнолыжные проекты. Но там инвесторы уже определились. Вы не отстаете от них? — Мы рады за соседей. Я не считаю, что мы в чем-либо отстаем, работа идет по согласованному с авторами проекта пути. Сейчас они работают над генпланом курорта, который, наверное, будет готов к Сочинскому форуму (сентябрь нынешнего года — «ЮР»). Мамисоном развитие осетинской туристической отрасли не ограничится. На другом склоне Зарамагской котловины будет курорт с примерно такими же характеристиками — Заки. Между ними находится горное озеро — я не знаю другого такого примера в стране. — Когда начнется работа над этим курортом? — Как только закончится проектирование Мамисона. Еще в советское время на Заки приезжали югославы, французы, американцы, интересовались его потенциалом. Также богатейшие возможности для развития горнолыжного туризма имеются в Дигорском ущелье и в Цее.
Помощь земляков — В прошлом году группа компаний «Меркурий» заявила о намерении построить в республике каскад из 17 малых ГЭС на реке Урух. Как продвигается этот проект? — Решение о реализации проекта принято. «Меркурий» уже приступил к строительству. Планируется, что к концу года первая ГЭС из каскада будет введена в эксплуатацию. Весь каскад обойдется примерно в 10 миллиардов рублей. — «Меркурий» (девелопмент, дистрибуция, нефтянка и другое — «ЮР») ранее никогда не имел отношение к генерации. Как он пришел к этому проекту? — Это перспективный и развивающийся вид бизнеса. Компания просчитала и решила, что ей это интересно. И люди, которые возглавляют компанию (Игорь Кесаев, президент и основной владелец ГК — «ЮР»), являются выходцами из Северной Осетии. Это тоже сыграло роль. — От других своих сынов республика получает помощь? — Да. ОАО «Стройпрогресс» (Москва, гендиректор Алан Джуссоев — «ЮР»), например, планирует построить во Владикавказе комплекс, центральное место в котором займет 58-этажный небоскреб. Вообще, одна из наших задач — привлечь в республику представителей крупного бизнеса, который возглавляют наши земляки. — Власти почти всех субъектов ЮФО имеют планы по развитию местных аэропортов. У вас есть похожие намерения? — В большинстве случаев на юге это не планы, а желания. Владикавказский может принимать почти все типы судов, вплоть до «Боинга-747». Мы ничего громкого по аэропорту не заявляем. Он находится в федеральной собственности, сейчас за счет федерального бюджета ведется ремонт взлетно-посадочной полосы, завершается строительство международного сектора. А к 2010 году должно быть модернизировано свето-сигнальное оборудование. Вообще, транспортная система Северной Осетии находится в хорошем состоянии. По количеству дорог с твердым покрытием на душу населения республика на четвертом месте в России. Впереди только Москва, Санкт-Петербург (понятно почему) и Калининградская область, где дороги остались от немцев. У нас нет ни одного населенного пункта, куда не было бы нормальной дороги. У нас есть концепция развития дорог — федеральных и мест- ных. За счет федерального бюджета сейчас на Транскавказской магистрали, как раз на ведущем в район Заки участке, строятся противолавинные сооружения. Другой крупный федеральный проект — строительство объезда Владикавказа и Беслана с выходом на Военно-Грузинскую дорогу. Эта дорога позволит доезжать от аэропорта до будущего курорта Мамисон за 80 минут.
Инвест-соревнование — Как перенесла кризис 2006 года алкогольная отрасль республики? — Нормально. Прошло то время, когда она была некой визитной карточкой Северной Осетии, сейчас у нас развиваются и другие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Если лет пятнадцать назад в регионе было около 200 алкогольных предприятий, то сейчас осталось 15—20. Те, которые могут выдерживать конкуренцию. — Когда завод «Электроцинк» в 2005 году вошел в Уральскую горно-металлургическую компанию, он начал помогать небольшим предприятиям, например метзаводу «Кристалл», сырьем или заказами. Сейчас промышленность республики нуждается в такой помощи? — УГМК реанимировала «Кристалл». Но филантропией компания не занимается. Она купила медное производство «Кристалла» и развивает его. — Какие инвестпроекты реализуются в республике? — Самый крупный — это стартовавшее в феврале строительство цементного завода в Алагирском районе (инвестор УГМК — «ЮР»). Есть несколько других проектов именно в сфере производства строительных материалов. В Моздоке строится завод по производству облицовочного кирпича, в Дигорском районе — завод глубокой переработки древесины. Несмотря на то что это проекты местных компаний, в них будут использованы самые современные технологии и оборудование. Правительство поставило задачу районам самим искать инвесторов. Районы будут соревноваться друг с другом.
СПРАВКА «ЮР»
Новый горнолыжный курорт Мамисон будет возведен в Алагирском ущелье Северной Осетии, стоимость проекта оценивается в $1 миллиард (24,5 миллиарда рублей). На эти средства планируется обустроить инфраструктуру, установить подъемники, а также построить 25 горнолыжных трасс и 15 канатных дорог протяженностью 25 километров с пропускной способностью 33 тысячи человек в час. На территории курорта разместятся несколько отелей разного уровня, развлекательные заведения, оздоровительные SPA-центры и другие объекты.
Сергей ПАВЛОВ