Южная тройка Зона торгово-промышленного развития «Майская», так называется проект в Ростовской области, появится в Октябрьском районе (1004 километр федеральной трассы М-4 «Дон»). Пока четкого плана размещения объектов у «Межрегионпрома» нет. Известно лишь, что на 55 гектарах будут находиться торгово-развлекательный и автозаправочный комплексы, логистический центр, гостиница и промпредприятия. По данным компании, объем инвестиций составит около 3,5 миллиарда рублей, будут созданы две тысячи рабочих мест, ежегодные налоговые поступления в бюджет района составят около 50 миллионов рублей. — Сейчас все дело упирается в переоформление земельного участка, на котором будет построена «Майская», из категории земель сельскохозяйственного назначения в промышленное, — рассказал «ЮР» начальник управления инвестиций и проектного сопровождения Октябрьского района Николай Кобец. Не определена пока и концепция застройки ставропольской ТПЗ «Баталинская»: она должна появиться в районе поселка Иноземцево (350 километр федеральной трассы М-29 «Кавказ»). Зато в ТПЗ «Кубанская» (Гулькевичский район, 105 километр трассы М-29) уже есть генплан — каждый объект уже «закреплен» за определенным участком. Кроме стандартных объектов, здесь также планируется строительство яхт-клуба и спорткомплекса.
Доходное будущее В Гулькевичском районе на инвестора не нарадуются: только смена категории назначения земель увеличивает налоговую базу, а впереди (по плану строительство завершится не позднее декабря 2012 года) грезятся поступления налогов от резидентов. — В том, что «Таллер Кэпитал» без труда найдет арендаторов и инвесторов, я не сомневаюсь, — заявил «ЮР» замглавы Гулькевичского района по строительству, транспорту, коммунальному хозяйству и благоустройству Александр Рябков. — Например, промышленные участки, насколько мне известно, будут отданы под небольшие предприятия по переработке сельхозпродукции. Их продукция у нас будет очень востребована, ведь ближайший перерабатывающий завод находится достаточно далеко — в Тихорецке. — К тому же сейчас многие торговые сети стремятся выйти за пределы крупных городов, пойти дальше в регионы, поэтому такие ТПЗ будут пользоваться популярностью, — добавляет Кобец. Будут ли еще создаваться ТПЗ в других регионах ЮФО, в компании не комментируют.
Коммуникации помогут Расположение ТПЗ вблизи федеральных трасс и наметившаяся тенденция освоения «целинных земель» торговыми сетями, по мнению экспертов, существенное, но не основное преимущество. Главное, что привлекает в ТПЗ потенциальных резидентов, — готовая инженерная инфраструктура. Ведь при реализации крупных промышленных инвестпроектов, по оценкам аналитиков и самих инвесторов, на нее приходится не менее 30—40% затрат. Привлечением инвесторов в южнороссийские регионы занимаются и чиновники разных уровней, и специально созданные для этого структуры (зачастую — агентства инвестиционного развития). Однако ситуация порой похожа на замкнутый круг: власти ждут инвесторов, обещая компенсацию затрат на инженерную инфраструктуру после подписания соглашений, а инвесторы ждут, когда эта инфраструктура все же появится. По сути, «посредником» в организации площадок и выступает проект «Межрегионпрома». — Благодаря обеспеченности коммуникациями ТПЗ у инвесторов будет нарасхват, — уверен Кобец.
СПРАВКА «ЮР»
ЗАО «Таллер Кэпитал» (российское представительство британской Taller Capital) создано в 2006 году. Управляет проектом строительства зон торгово-промышленного развития (ТПЗ). Непосредственно реализацией проекта занимается «Межрегионпром». Всего в России и Украине планируется создать порядка 100 ТПЗ в населенных пунктах с более чем 300 тысяч жителей. Сейчас «Межрегионпром» занимается проектами ТПЗ в Воронежской, Ленинградской, Орловской, Псковской, Рязанской, Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. ТПЗ — это совокупность торгово-развлекательных, гостиничных, офисных, складских и промышленных объектов, расположенных на земельных участках от восьми гектаров, они объединены единой концепцией и комплексом инженерной инфраструктуры. Концепцию застройки по договору разрабатывает консалтинговая компания Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko. Цель создания ТПЗ — формирование готовых площадок для размещения сетевого бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности регионов. Резиденты арендуют площадки в ТПЗ, оплата за дороги и подключение рассчитывается на основе реальных затрат.
Анатолий ЕВТУШЕНКО