Преимущества от правительства В середине января Элисту в очередной раз посетила делегация правительства национального района Китая Внутренняя Монголия. Как рассказал «ЮР» премьер-министр Калмыкии Владимир Сенглеев, на этот раз в ее составе были профильные специалисты из управления аэропортов. Китайские чиновники продолжили изучать возможность покупки ОАО «Аэропорт «Элиста», которое на 100% находится в федеральной соб-ственности и должно было быть приватизировано еще в прошлом году. — Согласно переданному китайцам бизнес-плану, аэропорт должен стать хабом, способным переваливать 100 тысяч тонн грузов в год. Предполагается, что это будут китайские товары народного потребления, которые из Элисты будут расходиться по ЮФО и России. Инвесторами будут частные компании, но в Китае все международные переговоры от лица частного бизнеса обычно ведут чиновники, — рассказывает Сенглеев. Стоимость проекта составляет приблизительно шесть миллиардов рублей, что в сравнении с тем же ростовским проектом является очень небольшой цифрой. Как пояснил Сенглеев, в Элисте уже есть одна из двух запланированных полос длиной 3,2 километра, которую за свой счет построило правительство Калмыкии. — Кроме того, мы не будем делать ставку на развитие пассажирских перевозок. Элиста — маленький город, потребности в авиасообщении у нее скромные, — добавляет он. Эксперты слабостью проекта называют невыгодное географическое положение Элисты, сильно удаленной от населенных городов — потенциальных получателей грузов. А источник в правительстве республики рассказал, что не обсуждался вопрос и о том, какие грузы могут двигаться в обратном направлении, из России в Китай. Сенглеев признает, что географическое положение Элисты «не очень выгодно». Но у проекта есть и преимущества: — Наше правительство уже добилось внесения аэропорта в ФЦП «Модернизация транс- портной системы России в 2002—2010 годах», по которой на реконструкцию имеющейся полосы будут получены 500 миллионов рублей. Первый транш в 279 миллионов скоро должен прийти. Инвестору по минимальной ставке будут выделены в аренду на 49 лет 4000 гектаров земли для строительства инфраструктурных объектов. Кроме того, аэропорт будет стоить очень дешево — порядка 100 миллионов рублей. Где вы еще купите аэропорт за 100 миллионов?
Под боком у власти Китайцы не первые претенденты на элистинский аэропорт. Как рассказал «ЮР» источник в правительстве, около года назад республика договаривалась с ЗАО «Группа «Кремль». — Эта компания занимается скорее разработкой, а не реализацией проектов. Они делают бизнес-план, документацию, так сказать, упаковывают проект, а затем ищут генерального инвестора. Бизнес-план, который в прошлой году получили китайцы, разработан как раз ею, — говорит собеседник. По его словам, аэропортовый бизнес не является профильным для «Группы «Кремль», она специализируется на девелоперских проектах, хотя интересовалась несколькими аэропортами в России, в том числе и на юге. От Элисты они отошли, возможно, из-за затягивания процесса приватизации. Сенглеев не смог подтвердить или опровергнуть эту информацию. В открытых источниках сообщается, что «Группа «Кремль» имеет гостиничные проекты или изучает инвестиционный климат Саратовской, Ярославской, Омской областей, Башкирии. В Саратове группа строит совмест-но с компанией «Русские отели». Примечательно, что во всех информационных сообщениях нет ссылок на конкретного представителя «Группы «Кремль». В презентациях проектов фигурируют или партнеры, или чиновники соответствующих территорий. От официальных комментариев в компании отказались, однако на условиях анонимности ее представитель пояснил, что сейчас организация никакого отношения к аэропортовому бизнесу не имеет. Источник в Калмыкии утверждает, что юридический адрес ЗАО находится на Красной площади и что «это не просто так». Но представитель «Группы «Кремль» заявил, что компания недавно переехала, поэтому фактический и юридический адреса у нее другие.
Александр ВОРОБЬЕВ