Дальше в провинцию По оценке Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в 2007 году рынок БТЭ вырос на 15%, что обеспечено экспансией федеральных сетей в регионы. ЮФО по объемам рынка в этом году займет второе место, пропустив вперед лишь Северо-Западный округ (включая Санкт-Петербург), прогнозирует «Техносила». Компания оценивает южный рынок в $1,5 миллиарда (36,8 миллиарда рублей), а северо-западный — в $1,7—2 миллиарда (41,7—49 миллиардов). Всего в 2007 году сети открыли в ЮФО не менее 20 магазинов (см. таблицу). Причем на рынок вышли новые игроки, например, в Ростове-на-Дону появились MediaMarkt и «СтартМастер». — Рынок насыщен, но мы уверены, что сможем конкурировать и получить свою долю в продажах, — заявил «ЮР» вице-президент ГК «СтартМастер» Владимир Коркоц. — Компания будет увеличивать количество своих точек продаж в Ростове. А «старые» игроки укрепляют собственные позиции в «городах-плацдармах» и начинают продвижение вглубь ЮФО. Так, сеть бытовой техники и электроники «М.видео» в ноябре открыла магазины в Волгограде, Ростове, Астрахани. Акционеры «Эльдорадо» представили еще один формат — сеть премиальных центров электроники «ЭТО»: 28 ноября центр площадью 5 тысяч квадратных метров открылся в Волгограде (инвестиции — порядка 180 миллионов рублей), на этой неделе такой же откроется в Ростове. — Реально рынок крупных городов ЮФО куда больше, чем его оценивали игроки. Люди готовы покупать бытовую технику — почему бы не открыть еще несколько магазинов? — рассуждает руководитель службы общественных связей РАТЭК Антон Гуськов. — С этой точки зрения решение акционеров «Эльдорадо» параллельно развивать сеть «ЭТО» выглядит вполне логичным. Новый формат позволит всей компании укрепить свои позиции на рынке, ведь он рассчитан на более состоятельных людей, нежели «Эльдорадо».
Большие проблемы маленьких городов Усиление конкуренции в больших городах и рост платежеспособности населения повышает интерес сетей к городам поменьше. Например, «Мир» в этом году вышел в Сочи, «М.видео» анонсирует открытие магазина в Таганроге. — Смещение региональной экспансии из городов-миллионеров в средние и малые города — основная тенденция 2007 года, — отмечает директор по связям с общественностью «Техносилы» Надежда Сенюк. — В будущем году борьба в регионах только обострится. — Люди в средних и мелких городах могут и готовы тратиться на бытовую технику, — соглашается Гуськов. Но экспансия в города «второго эшелона» связана с определенными инфраструктурными проблемами, замечает он. Дефицит качественных торговых площадей, борьба за статус якорного арендатора в торговых комплексах и завышенные арендные ставки стимулируют крупных розничных игроков самостоятельно строить торговую недвижимость. Например, компания «ТС Девелопмент» (как и «Техносила» входит в ГК «СВ») до конца года намерена рассмотреть семь площадок в городах с населением от 100 тысяч человек для строительства торговых центров. Площадь каждого объекта будет превышать 25 тысяч квадратных метров, сумма инвестиций составит около $30—35 миллионов (735—857,5 миллиона рублей). В компании не исключают, что несколько торговых центров будут построены именно в ЮФО.
Обратная пропорциональность Появление на рынке крупных игроков или открытие ими новых точек продаж — удар по местному торговцу. По данным РАТЭК, в начале 2007 года около 50% рынка БТЭ находилось под контролем «Большой четверки» («Эльдорадо», «Техносила», «М.видео», «Мир»). К концу года, прогнозируют эксперты, доля небольших региональных компаний и вовсе сократится до 25%. — Вместе с тем нельзя говорить, что все небольшие региональные компании непременно покинут рынок: у них появляется стимул улучшать качество обслуживания и рентабельность. Ведь в конечном итоге выигрывает не тот, кто больше, а тот, кто эффективнее работает, — уверен Гуськов. Но в любом случае ситуация на руку потребителю, констатирует эксперт. Кроме снижения цен и расширения ассортимента, сервис становится выше, привлекательных акций — больше.
Анатолий ЕВТУШЕНКО