Южный рынок По оценкам «Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники» (РАТЭК), рынок ЭБТ России в 2006 году вырос всего на 15–18%, против обычного роста на 25–30%, и составил около $14,9–15,3 миллиарда (383–393,2 миллиарда рублей). — Замедление темпов роста рынка связано прежде всего с его насыщением,— отмечает руководитель службы по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов. — Все-таки 30% — это ненормальный процесс, это чрезвычайно много, и такими темпами рынок не может расти постоянно. Хотя и 15% достаточно большая цифра. По мнению г-на Гуськова, еще один фактор снижения темпов продаж — удовлетворение спроса на дешевую технику в Москве и Питере. В результате для продавцов быттехники и электроники все более привлекательной становится провинция. — Интерес к ЮФО объясняется тем, что рынок электронной и бытовой техники здесь еще не пресыщен и нам есть куда развиваться, — рассказывает «ЮР» Татьяна Коротаева, пресс-менеджер компании «Эльдорадо». Как утверждают игроки рынка и РАТЭК, в скором времени его рост будет обеспечен именно за счет регионов. Нешуточные страсти разгорятся в Ростове, Волгограде и Краснодаре. Борьба на пятачке Сегодня самая крупная сеть в ЮФО — «Эльдорадо» — занимает, по ее собственным данным, 30% местного рынка. За «Эльдорадо» следует традиционная тройка федералов — «Техносила», «М.видео», «Мир». По исследованиям компании РАТЭК, до сих пор общая доля крупных федеральных сетей на рынке России не превышала 50%. Остальную часть делили между собой местные ритейлеры. Однако в начале нового века ситуация стала резко меняться — федералы начали вытеснять регионалов. В результате многочисленным небольшим магазинам приходилось либо уходить с рынка, либо начинать работать по системе франчайзи. Они получали от крупной сети технику по себестоимости, взамен обязуясь платить роялти (15–25% с разницы между закупочной и отпускной ценами — «ЮР»). Фирменный стиль франчайзера также становился обязательным (единая форма для продавцов, оформление торгового зала, выкладка продукции, расстановка оборудования). Так, нынешний магазин «Эльдорадо» в городе Азове Ростовской области в 1997 году был открыт под другой торговой маркой. Однако прибыли хватало только на поддержание бизнеса, о развитии речь не шла. Через четыре года магазин стал работать в качестве франчайзи сети магазинов «Эльдорадо». Довольно быстро «Эльдорадо» сумело довести количество своих магазинов-франчайзи на Юге до 100. Но почивать на лаврах федеральным сетям пришлось не долго. Месяц назад первый магазин на Юге открыл немецкий гигант MediaMarkt. Магазин в Ростове стал четвертой его точкой в России. Инвестиции в нее, по разным оценкам, составили от четырех до шести миллионов евро (138–208 миллионов рублей). В перспективе иностранная компания собирается стать серьезным конкурентом отечественным игрокам. По словам Елены Скальской, менеджера по PR российского представительства «Медиа Маркт-Сатурн», на Юге будет открыто такое количество объектов, которое сможет полностью удовлетворить потребности ЮФО. — В долгосрочной перспективе наша основная цель — стать самым востребованным магазином электронной бытовой техники, — поясняет г-жа Скальская.
Ценовые трюки Одним из своих основных конкурентных преимуществ в MediaMarkt считают низкие цены. Однако остальные участники рынка уверены — это не более чем рекламный трюк. — Позиционировать себя как магазин с низкими ценами — не значит быть им. Привлекательное ценовое предложение на ограниченное количество моделей техники, действующее ограниченное время, которое компания MediaMarkt сделала на открытие, не более чем стандартный маркетинговый ход, применяющийся всеми без исключения ритейлерами при открытии нового магазина, — уверена Елизавета Тотунова, PR-директор компании «Мир». Участники рынка отмечают, что, приход нового игрока несомненно повлияет на расстановку сил, однако вытеснить кого-то немцам не удастся. Несмотря на эти сомнения, федералы, уже обосновавшиеся на Юге, встретили приход иностранного конкурента, что называется, в штыки. В день открытия немецкого магазина можно было наблюдать множество рекламных плакатов конкурирующих сетей. Кто-то изображал на них товары, аналогичные представленным в рекламных газетах MediaMarkt, но с более привлекательными ценами, а кто-то просто зазывал всех в свой магазин. Такую рекламную активность федеральных сетей заметили многие ростовчане, правда, сами ритейлеры все отрицают. — Мы не делали никаких специальных акций «под MediaMarkt», — утверждает Андрей Аксаментов, директор Южного филиала компании «Эльдорадо». По мнению экспертов, с появлением первого магазина иностранной сети говорить о глобальном переделе рынка пока рано. — К тому же, — добавляет Антон Гуськов, — MediaMarkt в России открыл пока всего четыре точки, из заявленных 50. Сколько магазинов будет открыто в ЮФО и как быстро будет развиваться сеть — пока не сообщается.
Аборигены в безопасности? Между тем российские компании уже пытаются обезопасить себя от возможной экспансии немецкой сети. Примечательно, что открыть даже первый магазин в столице ЮФО немцам было достаточно сложно. В августе 2006 года якорный оператор ТЦ «Горизонт», в котором расположился и MediaMarkt, магазин «Мир» подал иск в Арбитражный суд Ростовской области с требованием расторжения договора аренды между MediaMarkt и «Горизонтом». Поводом иска стало гарантийное письмо «Миру» от «Горизонта», в котором ТЦ обязался не допускать на свои площади предприятия с товарным ассортиментом, аналогичным компании «Мир». Судебные разбирательства вокруг насиженного места длятся и по сей день. Пока крупные федералы пытаются выстоять в борьбе с иностранцем, местные компании уже заявляют о возможной потере некоторой доли рынка. Например, в сети «Поиск» уверены, что экспансия крупных сетей неизменно лишит их части покупателей. Однако в компании продолжают развивать розницу. — В этом году мы планируем открыть еще восемь магазинов и выйти за пределы ЮФО, — утверждает Александр Масляников, коммерческий директор «Поиска». Правда, не факт, что у местной сети найдутся силы на дальнейшее противостояние. Например, до сих пор выйти за пределы ЮФО ей не позволяли ограниченность финансовых ресурсов и проблемы с логистикой. По мнению экспертов, в будущей борьбе решающее значение может иметь качество работы. — Конкуренция на рынке ужесточается, от чего больше всего выиграет потребитель, — отмечает Антон Гуськов, руководитель службы по связям с общественностью РАТЭК. — Однако для регионалов это тоже плюс — появляется стимул лучше работать, улучшать обслуживание. В противном случае им придется уходить с рынка.
Анатолий ЕВТУШЕНКО