|
|
|
|
|
Торговые и развлекательные
|
|
|
|
Дефицитные площади Южный рынок торговой недвижимости очень неоднороден. Если в Ростове, Краснодаре и Волгограде наблюдается его бурное развитие, то в Астрахани, Ставрополе этот рост несколько ниже. Однако общей тенденцией для всех регионов округа является недостаток качественных торговых площадей. К примеру, в столице ЮФО — Ростове — по оценке местных риэлтеров, их общий объем составляет 1,3 миллиона квадратных метров, большая часть из которых (около 80%) приходится на не приспособленные для торговли помещения. В то же время доля специализированных площадей невелика. Похожая ситуация складывается в Волгограде и Краснодаре. Обеспеченность торговой недвижимостью города на Волге, по данным исследования London Consulting & Management Company, равняется 650 тысячам квадратных метров. Наибольший объем площадей (около 50%) приходится на сегмент встроенно-пристроенных помещений. Доля торговых комплексов составляет всего 17%. Объем рынка торговой недвижимости Краснодара приближается к цифре 700 тысяч квадратов, из которых около 19% приходится на торговые центры. Еще скромнее выглядят на фоне крупных соседей Ставрополь и Астрахань. Столица Ставрополья на данный момент способна предложить потенциальным арендаторам около 190 тысяч кв. метров торговых площадей, из которых всего 10% — торговые комплексы. Обеспеченность Астрахани торговыми площадями и того меньше — 120 тысяч квадратов. Причем крупных торговых центров в городе практически нет. Между тем ЮФО с каждым годом все больше тяготеет к цивилизованным формам торговли. Рынки и встроенные торговые площади постепенно сдают свои позиции, уступая место специализированным торговым комплексам. К примеру, кубанские риэлтеры уверены: через 3–5 лет в крупных городах практически не останется рынков и отдельно стоящих магазинов — торговля переместится под крыши торговых центров. В каждом густонаселенном южном городе насчитывается несколько таких комплексов. Приход варягов Быстрый рост благосостояния горожан (по данным Ростовстата, реальные денежные доходы южан за год выросли в среднем на 20%) сделал ЮФО лакомым куском для федеральных девелоперских компаний, которые активно вкладывают средства в строительство на юге страны своих объектов. Причем в последнее время на рынке все больше обозначается тенденция, когда крупные игроки предпочитают реализовать в регионах сразу несколько проектов под единым брендом. К примеру, российский девелопер Молл Менеджмент (сеть Park House), уже управляющий торговым центром в Волгограде, вложил $100 миллионов в строительство своего ТРЦ в Ростове. Одновременно в Волгограде и Краснодаре будут реализованы проекты инвестиционной компании DVI Group, которая в 2007 году начнет строительство своих ТРЦ в этих городах. Не отстают от варягов и местные девелоперы. Некоторые из них всерьез решили потеснить на рынке федералов. К примеру, ростовская компания ADM Group, завершив строительство своего первого ТРЦ «А’Стор Плаза», объявила о начале двух новых проектов — комплексов для всей семьи «Калинка-Малинка» в Ростове и Краснодаре. А волгоградский девелопер ГК «Диамант» старается до прихода крупных столичных инвесторов заполнить рынок родного города собственными ТРЦ. Компания планирует открыть в каждом районе Волгограда по одному развлекательному комплексу. Но, пожалуй, самым интересным моментом стал растущий интерес к ЮФО иностранных компаний международного уровня. Первой ласточкой на юге России стал шведский гигант ИКЕА, который строит в Адыгее и Ростовской области сразу два крупных мегацентра. Развлекательный интерес При этом сейчас наиболее выгодным для девелоперов является совмещение торговых помещений с развлекательными (боулинг-центрами, ресторанами, клубами, кинотеатрами и даже катками). По мнению руководителя Поволжской гильдии риэлтеров и оценщиков Сергея Кошечкина, многопрофильные центры привлекают гораздо больше посетителей, нежели обычные ТЦ. Сюда, как правило, приезжают семьями на целый день. Такой формат достаточно распространен в европейских странах и США, где он составляет от 30 до 40% всех торговых площадей. В России по количеству ТРЦ пока лидируют Москва и Санкт-Петербург. В ЮФО объем торгово-развлекательных площадей невелик. Сейчас в Ростове существуют три крупнейших ТРЦ — «Горизонт», «Вавилония» и «А`Стор Плаза». Краснодар на рынке представлен менее крупными объектами — «СБС», «Красная Площадь», «Меридиан», «Сити-Центр». В Волгограде успешно работают «Пирамида», «Park House» и «Диамант». Но, судя по готовящимся проектам строительства ТРЦ, потребность в торгово-развлекательных площадях будет удовлетворена в ближайшие 3–4 года.
Крупнейшие проекты по строительству ТРЦ В ЮФО
Город
|
Проект ТРЦ
|
Стоимость (млрд.руб.)
|
Площадь (тыс.кв.м.)
|
Инвестор
|
Сроки завершения
|
Ростов-н/Д
|
Икеа Мега
|
3,9
|
130
|
ООО «ИКЕА Мос (Торговля и Недвижимость)»
|
Декабрь 2007 года
|
Park House
|
2,6
|
100
|
УК «Молл Менеджмент» (Самара)
|
Начало 2009 года
|
МегаМаг
|
2
|
63
|
Компания «МегаМаг»
|
Конец 2007 года
|
Калинка-Малинка
|
2
|
75
|
ADM Group
|
4 кв. 2008 года
|
Кит
|
2,6
|
50
|
«Кит-Кэпитал» (Екатеринбург)
|
Начало 2008 года
|
ТДЦ на Динамо
|
2,6–3,9
|
80
|
Компания «Росевродевелопмент»
|
2009–2010 гг.
|
Краснодар
|
ТРЦ
|
2,8
|
75
|
ООО «Инвестиционно-консалтинговая группа DVI Group» (Москва)
|
1 кв. 2008 года
|
Краснодар-Сити
|
2,8 (1 оч.)
|
150
|
Инвестиционная компания «ТПС»
|
1 оч. — осень 2008 года Полностью — 2010 год
|
Калинка-Малинка
|
3,9
|
150
|
ADM Group
|
Нет информации
|
ТРК
|
1,1
|
72,5
|
DVI Group
|
2008 год
|
Адыгея
|
ИКЕА Мега
|
3,9
|
150
|
ООО «ИКЕА Мос (Торговля и Недвижимость)»
|
Весна/осень 2008 года
|
Волгоград
|
Торговый мост
|
1,1
|
50
|
DVI Group
|
Начало 2008 года
|
Июнь
|
1,3
|
50
|
«Регионы Девелопмент»
|
Нет информации
|
Диамант
|
1,3
|
30
|
ГК «Диамант»
|
Осень 2008 года
|
Астрахань
|
ТРЦ
|
1,6
|
74
|
Advantage Group
|
Октябрь 2008 года
|
Park House
|
2
|
50–55
|
УК «Молл Менеджмент» (Самара)
|
Нет информации
|
Ставрополь
|
-
|
-
|
-
|
Строинрос
|
Строительство началось
|
Татьяна СЕРБИНА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит. |
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|