Сбежавшие дилеры По данным аналитического агентства «Автомобильная статистика», в прошлом году продажи АвтоВАЗа сократились на 7,1%. И в «автозакромах» России скопилось 100–120 тысяч непроданных «Лад». — Нынешняя весна вряд ли сможет ликвидировать этот товарный запас, — считает директор «Автостата» Сергей Целиков. Согласно статистике Международной ассоциации дилеров ОАО «АвтоВАЗ», число официальных дилеров компании каждую неделю уменьшается на шесть-семь. С начала этого года по седьмое марта их ряды сократились с 495 до 464. Руководство компании, а также некоторые ее представители в южных регионах, уверены, что колебание числа дилеров — явление обычное. — К дилерам предъявляются более жесткие требования, которые, прежде всего, касаются гарантийного и технического обслуживания. Многие отказываются от сотрудничества, так как не в состоянии их выполнять. Выживают сильнейшие, — рассуждает директор «Ростов-Лады» Юрий Фемиряков.
Иномарочный ажиотаж Однако, по мнению как самих участников рынка, так и независимых экспертов, причины кризиса перепроизводства кроются в низкой конкурентоспособности российских машин. Их качество оставляет желать лучшего, а цена порой выше, чем на некоторые бюджетные иномарки вроде Hyundai Accent, Chevrolet Lanos, Renault Logan. — Мы в феврале продали 45 машин, то есть полторы машины в день. Еще пару лет назад эта цифра была выше в разы, — рассказал «ЮР» один из старших менеджеров официального дилера АвтоВАЗа в Сочи компании «София Триада». — Да и о каких продажах можно говорить, если у нас, например, «десятка» стоит 260 тысяч, а в соседнем автосалоне Chevrolet Lanos с кондиционером и гидроусилителем — 270. Поверьте, для тех, кто нашел 250 тысяч, пара десятков тысяч роли не сыграет. — Первостепенная и единственная проблема отечественного автопроизводителя — качество. У нашей машины каждый день то какой-нибудь винтик отвалится, то что-то отклеится, — пожаловался «ЮР» председатель ставропольского совета Всероссийского общества автомобилистов Федор Сидоренко. — Недавно купили новую служебную «Волгу»: обошлась в 360 тысяч. А ведь тот же Accent можно было за 320 приобрести, так с ним проблем никаких. Кстати, на Юге серьезную конкуренцию АвтоВАЗу составляет «ТагАЗ», выпускающий Hyundai. По данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ, в 2006 году в ЮФО он лидировал по продажам новых иномарок.
На ВАЗе все спокойно Между тем представители АвтоВАЗа не считают свое положение критическим. — В 2006 году абсолютными лидерами на российском рынке оставались автомобили «Лада». На их долю приходится 10% всех продаж новых легковых автомобилей в России в 2006 году. При этом лучшие показатели других марок автомобилей, представленных на российском рынке, не превышают 7%, — заявил «ЮР» начальник пресс-центра компании Владимир Арцыков. Сокращение продаж они объясняют банальной сезонностью. — В прошлом году было то же самое. По итогам прошлого года мы не добрали всего 5–10 машин, что не является причиной для беспокойства, — пояснили «ЮР» в «Ставрополь-Ладе». Более того, российский гигант намерен и дальше наращивать производство. По информации официального сайта АвтоВАЗа, завод планирует в 2007 году выпустить в общей сложности 959,7 тысячи автомобилей и сборочных комплектов, увеличив прошлогодний план примерно на 10 тысяч машин. При этом реальная емкость внутреннего рынка в 2007 году колеблется в пределах 600 тысяч автомобилей.
Пока не поздно Аналитики уверены: если АвтоВАЗ в ближайшее время кардинально не поменяет политику, он не выдержит конкуренции. Уже сейчас соотношение отечественных автомобилей и иномарок составляет 42,4% против 57,6%. А к 2010 году, когда на территории России будут действовать десятки полноценных автосборочных производств таких гигантов, как General Motors (США), Nissan (Япония), Toyota (Япония), концерн VW (Германия), на долю отечественной автомобильной промышленности будет приходиться не более 20% рынка новых автомобилей, в том числе на марку «Лада» — порядка 18–19%. — Чтобы удержаться на плаву, завод должен для начала поменять свою ценовую политику. Раньше ВАЗ пользовался спросом из-за низких цен, но покупатель жертвовал качеством. Сегодня качество осталось прежним, а цены сравнялись с ценами на бюджетные иномарки, — заявил председатель ростовского отделения Всероссийского общества автомобилистов Виктор Основин. — Сотрудничество с иностранными производителями на территории России представляется более оправданным, так как приносит существенную экономию времени, финансовых и правленческих ресурсов, открывает доступ к зарубежным технологиям, — советует аналитик ФИНАМ Наталья Кочешкова.
Официальные дилеры иномарок в ЮФО реализовали порядка 75–80 тысяч машин. Кроме того, еще некоторый объем иномарок (15–20 тыс. шт.) поступил в ЮФО через региональных продавцов, не имеющих статуса официального дилера, а также был приобретен конечным покупателем напрямую в Москве. В прошлом году на Юге было продано 105–110 тысяч новых отечественных автомобилей, из них около 90–95 тысяч LADA.
Ирина СКРЫННИК