|
История Азовского терминала началась в 1999 году, когда итальянская группа компаний Triboldi заявила о своем намерении возвести на берегу Азовского моря терминал для перегрузки метанола с железнодорожных вагонов на танкеры. Для этого группа совместно с двумя крупными отечественными компаниями — «Росхлебопродуктом» и «Интертранссервисом» — организовала совместное предприятие «Азовпродукт» и приступила к строительству, которое изначально планировала завершить менее чем через два года. Вложив в проект около $14 миллионов (392 миллиона рублей) и получив в собственность контрольный пакет акций нового предприятия, итальянцы были полны радужных перспектив. По их мнению, терминал в Азове должен был снизить стоимость перевозок производимого в России метанола в страны Евросоюза и значительно увеличить их скорость. Ранее отечественным химзаводам приходилось переправлять свою продукцию через одесский порт и платить за это большие деньги. Основными партнерами «Азовпродукта» должны были стать НЗСП (Новочеркасский завод синтетических продуктов), под чьи экспортные потребности собственно и строился терминал, и два химкомбината из Невинномысска (Ставропольский край) и Новомосковска (Московская область). Очень скоро стало ясно, что возведение терминала затягивается на неопределенный срок. Сначала проект был заморожен якобы из-за того, что истек срок разрешения, выданного азовскими властями «Азовпродукту». Затем в дело вступили экологи, требовавшие признать терминал опасным объектом и закрыть. По словам директора «Азовпродукта» Георгия Севостьянова, предприятию приходилось снова и снова на протяжении нескольких лет в условиях постоянно меняющегося законодательства и санитарных норм проходить экологические экспертизы. Инвесторам разрешили достроить объект только в прошлом году. Однако факт окончания строительства еще не означает, что терминал будет запущен. Вполне возможно и с вводом в эксплуатацию возникнут проблемы. Точную дату завершения строительства руководство «Азовпродукта» назвать тоже отказалось. Дабы в очередной раз не сглазить. — Я пока не буду говорить о точных сроках завершения строительства, — пояснил «ЮР» Георгий Севостьянов. — Мы уже несколько раз ставили их и затем не выполняли. Могу только сказать, что в проект вложено гораздо больше денег, чем планировалось изначально — $24 миллиона (672 миллиона рублей) вместо $14 (392 миллиона рублей). Большую часть из них мы потратили на создание инфраструктуры, проведение коммуникаций. Город Азов при этом нам не дал ни копейки. Будущий партнер Азовского терминала — Новочеркасский завод синтетических продуктов – уже даже не надеется на то, что объект когда-либо заработает. — Мы планируем сотрудничество с Азовским метаноловым терминалом. Собственно, НЗСП и строился под Азов, — говорит «ЮР» Леонид Жигунов, первый вице-президент финансово-промышленной группы «Русинкор», являющегося владельцем новочеркасского завода. — По моим сведениям, терминал должны были сдать в эксплуатацию в июле-августе. Работает ли он сейчас, мне неизвестно. Пока в Азове ждут «с моря погоды», в России уже собираются строить другие метаноловые терминалы — два на Балтике и один на Черном море. Однако пока, по словам Георгия Севостьянова, получить разрешение на строительство удалось только «Азовпродукту». — Мы будем самым маленьким терминалом из всех, принадлежащих Тriboldi. Он имеет 3–4 емкости объемом от 30 до 40 тысяч тонн.
СПРАВКА «ЮР» Метанол (метиловый спирт) — бесцветная жидкость с запахом, подобным запаху этилового спирта. Его используют в фармацевтической, химической и пищевой промышленности, применяют главным образом для производства формальдегида, различных эфиров, алкилгалогенидов и др. Метанол — яд, действующий на нервную и сосудистую системы. Прием внутрь 5–10 мл приводит к тяжелому отравлению, а 30 мл и более — к смертельному исходу. КОММЕНТАРИЙ «ЮР» Ирина Черкашина, руководитель Центра содействия экологическим инициативам «Экомост»: — Я категорически против строительства метанолового терминала. Метанол способен отравить воду, навредить здоровью людей. По закону строить такие опасные объекты в дельтах рек вообще запрещено, но Ростовская область составляет редкое исключение из правил: у нас дельта Дона находится в ужасном состоянии — здесь работает множество объектов, запускать которые нельзя.
Мария ЧЕРНЯХОВСКАЯ, Евгения КОЧЕТОВА
|
|