|
|
|
|
|
Железнодорожный трансПОРТ
|
|
|
|
Цепная реакция Два года назад в России начался настоящий бум перевалки грузов с железной дороги в южные порты. По мнению экспертов, этому способствовала экономическая политика правительства РФ и Минтранса, направленная на привлечение портовиков к участию в российском экспорте. И тут остро стал вопрос взаимоотношения железной дороги и портовиков. Обнаружилось, что существующие мощности реально не справляются с огромным грузооборотом. В портах стали образовываться очереди, а железнодорожные вагоны в ожидании разгрузки начали функционировать как склады на колесах. Транспортники стали нести убытки. — Специфика нашего порта такова, что когда он закрыт по причине непогоды, бора или шторма, грузы, идущие в южном направлении, быстро наполняют все имеющиеся складские мощности. Их приходится хранить прямо в вагонах, — говорит Назар Барсегов, заместитель директора Новороссийского морского торгового порта по железной дороге. По словам начальника СКЖД Владимира Воробьева, этой зимой во время 2-х месяцев простоя железная дорога потеряла более 600 миллионов рублей. В соответствии с законодательством, никакой компенсации со стороны портов дорога получить не может. — В мировой практике порт обязан принять и выгрузить в текущие сутки столько, сколько подвезла железная дорога. В условиях рынка участники не должны нести потери по вине своих партнеров, — объясняет ситуацию советник начальника СКЖД Эдуард Тучков. — Любому порту необходимо иметь грузовые склады и подъездные пути достаточной емкости, чтобы ритмично работать хотя бы 10 суток, если не подошли суда или нет вагонов. Чтобы компенсировать убытки, железнодорожникам приходится накладывать запретительные конвенции на перевозки отдельных видов грузов. По признанию РЖД, чаще всего под «раздачу» попадают металлы и зерно. Так запрет на разгрузку металлургической продукции был введен в феврале этого года. Сотрудник пресс-службы РЖД Ирина Шабанова призналась «ЮР», что подобные конвенции на металл, скорее всего, придется вводить и этой зимой. На перевозку зерна запрет был введен в октябре. — Такая ситуация повторяется из года в год, мы к этому фактически привыкли, — поясняет «ЮР» пресс-секретарь зерно-трейдерской и транзитной компании «Югтранзитсервис» Наталья Барзолевская. Возникающие проблемы компании пытаются решить по-своему. Кто-то перевозит грузы с помощью более дорогого автотранс-порта, кто-то покупает собственные складские помещения. Зерновики большие надежды возлагают на появление «Новороссийской транспортной группы», которая возит грузы в мягких контейнерах. Это позволяет быстро разгружать вагоны. Однако, по мнению некоторых аналитиков, вряд ли эти меры помогут полностью решить проблему. — Корень проблемы в том, что наша железная дорога до сих пор работает по принципам коммунистической плановой экономики, — считает Эдуард Тучков, советник начальника СКЖД. — Пока не будет разработана новая законодательная база, обусловленная правилами рыночной экономики, где будет четко прописана юридическая ответственность сторон, конфликты и неразбериху между железной дорогой, портами и грузоотправителями преодолеть не удастся. В этом году ОАО «РЖД», кажется, решило окончательно разобраться с существующими сложностями. Начать решили с себя, а затем взяться и за нерасторопные порты. Доступ к морю В скором времени в РЖД может появиться новая структура — ОАО «Российская грузовая компания». Ее деятельность будет поставлена на коммерческую основу. Если вагоны застрянут в порту, то клиенту придется или раскошелиться за простой, или услышать прощальное «ту-ту». — Основные цели грузовой компании — увеличение рентабельности бизнеса, — заявляет первый вице-президент РЖД Вадим Морозов. Предполагается, что первоначально 100% акций создаваемой грузовой компании будет принад-лежать ОАО «РЖД». В дальнейшем неконтрольный пакет акций (до 49%) в несколько этапов будет размещен на публичных рынках. 51% останется за государ-ством, что не позволит перевозчику чрезмерно завышать тарифы. — В наших интересах построение полной цепочки по перевозке грузов внутри РЖД, — уверен президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. — К этому обязывают правила современного мирового бизнеса. Клиент заинтересован в том, чтобы просто отдать деньги и увидеть в максимально короткие сроки доставленный груз. А проблемы с перевалкой в портах и хранением — головная боль перевозчика. Одновременно с созданием коммерческой структуры РЖД планирует усилить свое влияние на рынке перевозок. Для этого собирается купить часть акций машиностроительных компаний, поставляющих им вагоны и электровозы, и акции морских портов. В поле зрения железнодорожников уже давно находится ЗАО «Трансмашхолдинг» (его основное подразделение — ОАО «НЭВЗ», работает в Новочеркасске Ростовской области). — Вариант сделки с РЖД обсуждается. Ее реализация и в наших интересах, — заявили «ЮР» в пресс-службе «Трансмашхолдинга». — Но до практического воплощения пока далеко. Предшествовать тому должна консолидация всех наших активов, а эта процедура займет минимум год. Другим интересным для РЖД активом сегодня является Новороссийский морской торговый порт (НМТП) — самый крупный на Юге России. Приобретение блокирующего пакета акций предприятия позволит контролировать работу терминала. По информации РЖД, сделку планируется осуществить уже в следующем году. Примерная цена пакета — 2 миллиарда рублей. Всегда готов! Сам НМТП, судя по всему, уже готов отдаться в руки железнодорожников. — От вхождения представителей РЖД в состав совета директоров портов выиграют как портовики, так и железнодорожники, — уверен Назар Барсегов, заместитель директора Новороссийского морского торгового порта по железной дороге. — Данное решение, на мой взгляд, позволит получить экономическую выгоду всем сторонам: железнодорожникам, портовикам, грузоотправителям, да и грузополучателям. По словам г-на Барсегова, в результате покупки акций порта такая форма организации взаимодействия позволит значительно уменьшить простои подвижного состава, избежать огромных «пробок», которые чуть ли не ежегодно случаются на подъездных путях к новороссийскому порту. Однако насколько положительно подобная консолидация отразится на клиентах порта и РЖД — пока вопрос. По мнению экспертов в области железнодорожных перевозок, влияние «Российских железных дорог» на портовые терминалы превратит компанию в супермонополию. По одной из экспертных версий, таким образом, железнодорожники смогут устанавливать тарифы, выгодные для себя и не всегда приемлемые для грузоотправителя. РЖД желает закрепить за собой возможность покрывать собственные убытки за чужой счет и одновременно добить немногочисленных конкурентов. Свою реакцию на инициативы РЖД уже выразила и Федеральная антимонопольная служба. Она поддержала проект создания «Российской грузовой компании», но лишь на условии, что на рынке грузовых перевозок сохранятся стабильность и конкуренция. Комплекс обязательных к исполнению мер антимонопольщики планируют направить в «Российские железные дороги» после создания грузовой компании. Официального обращения по поводу покупки акций морских портов в ФАС не поступало. Будет ли расценена покупка РЖД Новороссийского порта как шаг, противоречащий закону о конкуренции, покажет время.
Владимир ТАЕГЯН
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|