|
Наши часы — наши деньги Говоря языком экономистов от образования, «бюджетирование сферы образования должно исходить из конечного результата». Если перевести эти слова в привычную речь, то смысл таков — чем качественнее образование, получаемое учеником, тем лучше должен оплачиваться труд педагога. Знакомые учителя сразу же вспомнили давно отработанную схему определения качества образования: если в классе одни «хорошисты» и «отличники», то качество продукта — 100%. Если же среди учеников есть «троечники» и — о, ужас! — «двоечники», значит, качество труда педагога «хромает». С введением ЕГЭ определять качество работы учителя стало еще проще: справился ученик с экзаменом, значит, педагог качественно потрудился. Правда, на зарплату работника образования качество его труда мало влияло. Ну, порицали на собраниях педколлектива, но зарплата начислялась, исходя из других критериев — разряд и категория по единой тарифной сетке, количество часов (ставка, полторы ставки или две ставки), надбавки за специализацию школы (гимназия, коррекционная или школа-интернат), за классное руководство, за проверку тетрадей, за содержание кабинета. Учитель, желающий получать более-менее достойную зарплату, должен был постоянно стремиться к более высокой категории, повышать свой образовательный уровень, писать научные работы, заниматься классным наставничеством, проверять гору тетрадей и работать по 36 часов в неделю (а это по 6 полноценных уроков в день). К концу недели такой педагог был похож на загнанную лошадь, которую в прериях сердобольные ковбои пристреливали. — Я убеждена, — говорит Лидия Андреева, директор астраханской коррекционной школы, — что полноценно давать уроки 36 часов в неделю физически невозможно. Когда свой семейный бюджет учитель вынужден пополнять за счет набора количества часов, качество образования вряд ли возможно. Наши ученики — наши деньги О важности задуманных реформ говорит уже то, что этими вопросами в Министерстве образования РФ заведует департамент государственной политики. Правда, как «ЮР» ни пытался выяснить министерскую позицию по этому вопросу, четких ответов не услышал. — В связи с разграничением полномочий (по 184 федеральному закону, где четко определены права центра и субъектов Федерации) каждый регион сейчас вправе разрабатывать свою систему оплаты труда, — пояснила «ЮР» замруководителя департамента прогнозирования и организации бюджетного процесса Татьяна Подколозина. — Лишь бы они не противоречили позициям федеральных органов власти. К примеру, норму часов и норму рабочего времени по-прежнему устанавливает правительство. На федеральном уровне новая система оплаты труда пока не разработана, сейчас Минздрав и Минсоцразвития подготовили постановления и положения по некоторым аспектам. По крайней мере, противоречий с законодательством мы там не увидели. Другое дело — что регионы у себя изобретают? Тут должны правовики смотреть внимательно каждое предложение. Инновационные образовательные учреждения, особенно те, которые разрабатывают и внедряют новую систему оплаты труда, будут проверяться и поощряться. Наиболее известен тюменский вариант системы, в которой упор делается не на количество часов, а на число учащихся. Стоимость педагогической услуги переводится в «ученико-часы». Чем выше стоимость педагогической услуги, тем больше зарплата учителя. Повышающие коэффициенты, то есть надбавки, начисляются за классное руководство и заведование кабинетами, а также за сложность предметов. Последнее новшество тюменских разработчиков — предметы делятся по группам на 4 категории сложности. К первой группе (самые сложные) относятся русский язык и литература, математика, 1-й класс начальной школы. Вторая группа — история, география, физика, химия, начальная школа со 2 по 4 классы, еще ряд предметов… К четвертой группе сложности отнесены ОБЖ, физвоспитание. Новый способ отличается наличием главного критерия — качества предоставляемых педагогом услуг. Наше что — наши деньги? Астраханские разработчики новой системы оплаты труда внимательно изучили опыт первопроходцев и решили создать нечто свое. К концу первой — началу второй четверти астраханские учителя и чиновники должны прийти к своему варианту оплаты труда педагога. Пока же понятно только то, что главным критерием при расчете зарплаты будет качество предоставляемых педагогом услуг. Пока нормативно-правовые документы в разработке, земля полнится слухами и спорами. — Существует некая социальная напряженность, — делится с «ЮР» Елена Золотайкина, начальник областного астраханского управления экономики образования и инвестиций. — Люди боятся снижения заработной платы. Боятся, что их обидят. Хотя в нормативно-правовой базе уже сейчас прописано, что в течение года эксперимента будет сохраняться заработная плата по тому уровню, каким он был до введения отраслевой системы оплаты труда, даже если по новым расчетам у педагога получается меньше. К тому же, несмотря на то что количество обучающихся падает, мы просим губернатора оставить нам фонд оплаты в том же объеме, каков он был на 2006 год. То есть у нас есть сейчас некий задел для повышения заработной платы. Но, к сожалению, эти разумные доводы доходят не до всех. Сейчас у нас царит «уравниловка», мы просто распыляем средства. Ведь можно с тем же уровнем образования, стажем и квалификацией просто сидеть, а можно выкладываться по всей программе. Но получать одинаковую зарплату. Вот эта «уравниловка» должна быть пресечена. Отраслевая система нацелена именно на то, чтобы оплата была справедливой. Каждой сестре — по серьгам.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЗАРПЛАТА УЧИТЕЛЯ? В основе лежит базовый оклад, который формируется в результате произведения базовой единицы и базового коэффициента. Базовая единица будет ежегодно утверждаться законом «Об областном бюджете». Предположительно, в 2007 году она будет равна 1 тысячи 100 рублям. Базовый оклад увеличивается за счет коэффициентов, которые учитывают уровень образования преподавателя, стаж и специфику его работы, квалификацию и качество услуг. Коэффициент качества будет рассчитываться по нескольким параметрам, в которые будут включены оценки учеников, успеваемость, мнение родителей и прочее. Повышающие коэффициенты в данный момент разрабатываются. КОММЕНТАРИЙ «ЮР» Галина Меркулова, председатель профсоюза работников народного образования и науки РФ (на селекторном совещании 30 августа 2005 года): — Мы — за введение новой отраслевой системы оплаты труда, но при увеличении бюджетного финансирования этой меры не менее чем в 2 раза. Нужно принять закон о отраслевой системе оплаты труда, предусматривающий систему федеральных гарантий, а также учитывающий особенности труда в отрасли, для того чтобы избежать разнобоя в оплате труда учителей в разных регионах, обусловленного главным образом разным уровнем бюджетной обеспеченности. Два года назад специалисты профсоюза совместно с представителями Минобразования уже разработали предложения по новой отраслевой системе оплаты труда. Однако их положили под сукно, на конкурсной основе уже новый коллектив получил задание разрабатывать другие предложения.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
|