ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Образование на букву «ф»

Категория: Экономика, Нацпроекты  |  автор: admin
Впервые на неукомплектованность и ветхость сельских школ (70% общеобразовательных учреждений в России расположены именно в селе) обратили внимание еще в 2001 году, когда началась подготовка к эксперименту по реструктуризации образования. К началу эксперимента статистика Минобразования РФ насчитывала за пределами больших городов около 6 миллионов учеников и 685 тысяч человек персонала. Однако на деле огромная цифра обернулась огромными проблемами. Демографический кризис и урбанизация привели к упадку сельских школ. Их число стремительно сокращалось, а качество образования оставляло желать лучшего. Сельским школам не хватало элементарного — учебной базы и квалифицированных педагогов (один преподаватель вел пару-тройку предметов на букву «ф» — физику, физкультуру, французский язык) и технический перевод английских текстов. Решить проблему должен был эксперимент, начало которому положило постановление правительства РФ «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности».
Традиционно сельский Юг России стал опытной площадкой. ЮФО в эксперименте представляли Адыгея, Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края. В Адыгее, в Гиагинском районе, модель «профильная школа» отрабатывалась на базе Дондуковской школы №10 и профессионального училища №4. Сотрудничество школы и училища продолжается до сих пор. Ростовская область включилась в эксперимент в 2003 году и выбрала модель базовой школы с сетью филиалов. В состав экспериментальных вошли общеобразовательные учреждения 6 донских районов. На средства областного бюджеты были закуплены 518 автобусов, которые ежедневно развозили около 32 тысяч человек. Также в сельских школах активно внедрялись такие модели, как профильное обучение и социокультурный комплекс.
В Краснодарском крае среди 45 районных школ, участвовавших в эксперименте, особой популярностью пользовались модели с передвижной физико-химической лабораторией (стоимость каждой 250 тысяч рублей) и профильная школа для старшеклассников. Краснодарские педагоги предложили и свою собственную модель — «фермерскую профилизацию школы». Сейчас при школах по-прежнему развивают фермерские хозяйства. В 2004 году в ряде районов Ставропольского края малокомплектные начальные школы стали филиалами основных и средних, появились новые модели образовательных учреждений — базовые школы с сетью филиалов. С развитием интернет-образования было введено дистанционное обучение школьников. Создано 13 апробационных площадок в городах и районах Ставрополья. По ориентировочной оценке специалистов Высшей школы экономики, ожидаемый эффект от школьной перестройки — до 10–12% экономии бюджетных расходов в течение последующих за реструктуризацией 3–5 лет. — Но главная значимость, — считает Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований Высшей школы экономики, — состоит в повышении качества образовательных услуг и сохранении школы как культурно-образовательного центра сел и деревень.

СПРАВКА «ЮР»

Стимулирование школ ЮФО (около 40% школ — сельские), внедряющих инновационные образовательные программы (в миллионах рублей): Астраханская область — 23 Волгоградская область — 51 КБР — 25 КЧР — 14 Краснодарский край — 122 Адыгея — 11 Дагестан — 104 Ингушетия — 15 Калмыкия — 11 Северная Осетия — 19 Ростовская область — 89 Ставропольский край — 67 Чечня — 51 Средства нацпроекта «Образование» (данные на 1 октября 2006 г.)


Проект «Сельский школьный автобус» В 2006–2007 годах субъектам РФ будут предоставлены 2,08 миллиарда рублей субсидий на ежегодное приобретение 3,5 тысячи школьных автобусов на условиях паритетного финансирования.
Модели реструктуризации сети сельских школ: Базовая (опорная) школа с сетью филиалов — в базовую школу, укомплектованную квалифицированными кадрами и хорошими учебными кабинетами, детей из далеких сел подвозят на школьных автобусах. Другие школы района становятся филиалами или перепрофилируются в начальные школы. Образовательный (информационно-ресурсный) центр — передвижная лаборатория. На его основе может осуществляться переподготовка педагогов и администрации базовых школ. Ассоциация образовательных учреждений — наиболее актуальна в условиях далеко расположенных друг от друга учебных заведений. Социокультурный комплекс — учреждения образования, дополнительного образования, культуры, спорта входят в социокультурный комплекс на договорной основе, строят работу по единому плану. Профильная сельская школа — объединение школы с учреждениями профессионального образования. Начальная школа – детский сад.

Личное мнение

Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики, Москва: — Эксперимент по апробации моделей школ проводился на условиях долевого финансирования: федеральной бюджет и бюджет субъектов Федерации. Из федерального бюджета — оснащение ресурсных центров (по одному в субъекте Федерации), поставка комплектов учебного оборудования по физике, химии и биологии (в Краснодарский край и Ростовскую область), разработка учебно-методической базы и переподготовка кадров (проводила Академия квалификации работников образования), куда приглашались преподаватели, руководители и специалисты минобразований из Краснодарского края, Ростовской области, Ставропольского края, Адыгеи. Со стороны субъектов финансировалась программа «Школьный автобус», обучающие семинары и научно-практические конференции. Кроме этого поступали дополнительные финансовые ресурсы в экспериментальные школы. Кроме тех направлений нацпроекта, которые были — поддержка лучших учителей, лучших школ и инновационных вузов, — сейчас набирает силу так называемый «нацпроект-2»: поддержка регионов на конкурсной основе. Уже сейчас на «нацпроект-2» выделено 3,5 миллиарда рублей. Миннауки и образования хотят довести эту цифру до 3,8 миллиарда рублей. Это средства на поддержку тех первых 20 регионов, которые окажутся победителями в конкурсе. В 2007–2008 годах планируется это движение продолжить и добавлять еще по 20 регионов, а к концу 2008 года мы должны охватить не менее 60 регионов.

 

Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА



 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2019 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна