|
|
|
|
|
Образование на букву «ф»
|
|
|
|
Впервые на неукомплектованность и ветхость сельских школ (70% общеобразовательных учреждений в России расположены именно в селе) обратили внимание еще в 2001 году, когда началась подготовка к эксперименту по реструктуризации образования. К началу эксперимента статистика Минобразования РФ насчитывала за пределами больших городов около 6 миллионов учеников и 685 тысяч человек персонала. Однако на деле огромная цифра обернулась огромными проблемами. Демографический кризис и урбанизация привели к упадку сельских школ. Их число стремительно сокращалось, а качество образования оставляло желать лучшего. Сельским школам не хватало элементарного — учебной базы и квалифицированных педагогов (один преподаватель вел пару-тройку предметов на букву «ф» — физику, физкультуру, французский язык) и технический перевод английских текстов. Решить проблему должен был эксперимент, начало которому положило постановление правительства РФ «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности».
Традиционно сельский Юг России стал опытной площадкой. ЮФО в эксперименте представляли Адыгея, Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края. В Адыгее, в Гиагинском районе, модель «профильная школа» отрабатывалась на базе Дондуковской школы №10 и профессионального училища №4. Сотрудничество школы и училища продолжается до сих пор. Ростовская область включилась в эксперимент в 2003 году и выбрала модель базовой школы с сетью филиалов. В состав экспериментальных вошли общеобразовательные учреждения 6 донских районов. На средства областного бюджеты были закуплены 518 автобусов, которые ежедневно развозили около 32 тысяч человек. Также в сельских школах активно внедрялись такие модели, как профильное обучение и социокультурный комплекс.
В Краснодарском крае среди 45 районных школ, участвовавших в эксперименте, особой популярностью пользовались модели с передвижной физико-химической лабораторией (стоимость каждой 250 тысяч рублей) и профильная школа для старшеклассников. Краснодарские педагоги предложили и свою собственную модель — «фермерскую профилизацию школы». Сейчас при школах по-прежнему развивают фермерские хозяйства. В 2004 году в ряде районов Ставропольского края малокомплектные начальные школы стали филиалами основных и средних, появились новые модели образовательных учреждений — базовые школы с сетью филиалов. С развитием интернет-образования было введено дистанционное обучение школьников. Создано 13 апробационных площадок в городах и районах Ставрополья. По ориентировочной оценке специалистов Высшей школы экономики, ожидаемый эффект от школьной перестройки — до 10–12% экономии бюджетных расходов в течение последующих за реструктуризацией 3–5 лет. — Но главная значимость, — считает Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований Высшей школы экономики, — состоит в повышении качества образовательных услуг и сохранении школы как культурно-образовательного центра сел и деревень.
СПРАВКА «ЮР»
Стимулирование школ ЮФО (около 40% школ — сельские), внедряющих инновационные образовательные программы (в миллионах рублей): Астраханская область — 23 Волгоградская область — 51 КБР — 25 КЧР — 14 Краснодарский край — 122 Адыгея — 11 Дагестан — 104 Ингушетия — 15 Калмыкия — 11 Северная Осетия — 19 Ростовская область — 89 Ставропольский край — 67 Чечня — 51 Средства нацпроекта «Образование» (данные на 1 октября 2006 г.)
Проект «Сельский школьный автобус» В 2006–2007 годах субъектам РФ будут предоставлены 2,08 миллиарда рублей субсидий на ежегодное приобретение 3,5 тысячи школьных автобусов на условиях паритетного финансирования.
Модели реструктуризации сети сельских школ: Базовая (опорная) школа с сетью филиалов — в базовую школу, укомплектованную квалифицированными кадрами и хорошими учебными кабинетами, детей из далеких сел подвозят на школьных автобусах. Другие школы района становятся филиалами или перепрофилируются в начальные школы. Образовательный (информационно-ресурсный) центр — передвижная лаборатория. На его основе может осуществляться переподготовка педагогов и администрации базовых школ. Ассоциация образовательных учреждений — наиболее актуальна в условиях далеко расположенных друг от друга учебных заведений. Социокультурный комплекс — учреждения образования, дополнительного образования, культуры, спорта входят в социокультурный комплекс на договорной основе, строят работу по единому плану. Профильная сельская школа — объединение школы с учреждениями профессионального образования. Начальная школа – детский сад.
Личное мнениеТатьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики, Москва: — Эксперимент по апробации моделей школ проводился на условиях долевого финансирования: федеральной бюджет и бюджет субъектов Федерации. Из федерального бюджета — оснащение ресурсных центров (по одному в субъекте Федерации), поставка комплектов учебного оборудования по физике, химии и биологии (в Краснодарский край и Ростовскую область), разработка учебно-методической базы и переподготовка кадров (проводила Академия квалификации работников образования), куда приглашались преподаватели, руководители и специалисты минобразований из Краснодарского края, Ростовской области, Ставропольского края, Адыгеи. Со стороны субъектов финансировалась программа «Школьный автобус», обучающие семинары и научно-практические конференции. Кроме этого поступали дополнительные финансовые ресурсы в экспериментальные школы. Кроме тех направлений нацпроекта, которые были — поддержка лучших учителей, лучших школ и инновационных вузов, — сейчас набирает силу так называемый «нацпроект-2»: поддержка регионов на конкурсной основе. Уже сейчас на «нацпроект-2» выделено 3,5 миллиарда рублей. Миннауки и образования хотят довести эту цифру до 3,8 миллиарда рублей. Это средства на поддержку тех первых 20 регионов, которые окажутся победителями в конкурсе. В 2007–2008 годах планируется это движение продолжить и добавлять еще по 20 регионов, а к концу 2008 года мы должны охватить не менее 60 регионов.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|