|
Ниже губернаторского поясаВстроить градоначальников, особенно мэров крупных городов, в вертикаль власти пытаются не впервые. Инициатива назначения мэров городов-миллионников широко обсуждалась в 2004 году. Однако законодательно ее даже не пытались закрепить, поскольку в Конституции РФ проведена четкая грань между государственной властью и органами местного самоуправления. Но после отмены прямых выборов губернаторов партия власти решила найти лазейку. По инициативе депутатов-«единороссов» Совет Госдумы рассмотрел проект поправок в федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления» и «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ». «Медведи» предлагают дать губернаторам добро «временно» отбирать полномочия у мэров региональных столиц. Что значит «временно» и каковы основания для карательных мер — решат в каждом регионе самостоятельно. Авторы поправок лишь уточнили, чего могут лишиться градоначальники. А это ни много ни мало — до десяти важнейших полномочий: от тепло-, газо- и прочих снабжений до установления правил землепользования и застройки. Существующее ныне законодательство предусматривает лишение мэров полномочий, правда, основания всего три: стихийное бедствие, просроченная задолженность муниципалитета, превышающая 30% собственных доходов, и нецелевое расходование государственных субвенций. По мнению главного советника департамента региональной политики управления президента по внутренней политике Андрея Замотаева, предложенные «единороссами» поправки лишь уточняют данную статью закона «О местном самоуправлении». — Сегодня, несмотря на существующий закон, убрать мэра просто невозможно, — пояснил он. — Сколько мэров уходили якобы добровольно, но снять через суд никого не могли. Теперь процедура будет упрощена.
Управа ко дворуНерадивы ли мэры крупных городов, или их подводят амбиции и нежелание покоряться губернаторской воле, но конфликтами подобного плана ЮФО довольно богат. Самые показательные прощания с градоначальниками устраивал губернатор Кубани Александр Ткачев. На тех, кто не хотел уходить по собственному желанию, заводили уголовные дела. Так распрощался с креслом не только мэр столичного Краснодара Николай Приз, но и глава другого крупного города — Новороссийска — Валерий Прохоренко. С кем-то удавалось договориться полюбовно: мэр Сочи Леонид Мостовой покинул свой пост в обмен на сенаторские полномочия, а анапский мэр Виталий Астапенко соблазнился обещанием попасть в команду губернатора. В Ставропольском крае методом уголовного преследования избавились от мэра Пятигорска — Владимира Шестопалова. Не мытьем, так катаньем «уходили» всех неугодных градоначальников в ЮФО. Разве что кроме волгоградского Евгения Ищенко, у которого с губернатором Николаем Максютой перманентный конфликт. Так что управа на несговорчивых мэров явно придется к губернаторскому двору. Даже донской губернатор Владимир Чуб, у которого никогда не было конфликтов с ростовским мэром Михаилом Чернышевым, оценил возможность выбора: — Я за выборы столичных мэров, но ситуации бывают разные. Например, если между областной властью и мэром существует перманентный конфликт, мэра надо назначать, не испытывать терпение граждан,— высказался он сразу после того, как был облечен доверием Владимира Путина и пошел на новый срок. Про вышеупомянутого губернатора Кубани Александра Ткачева и говорить нечего — о том, что руководитель субъекта должен иметь право назначать главу столичного города, он говорит открыто. Этой идеей от лица Ткачева пытались вдохновить всех южных губернаторов, президентов и даже полпреда Дмитрия Козака, так как на заседании Совета глав субъектов ЮФО, которое состоялось в прошлом году в Краснодаре, сам Ткачев по причине болезни не присутствовал. Но вице-губернатор Александр Ремезков убеждал присутствующих в правильности такой системы. Присутствующие слушали с нескрываемым интересом. Мэры столичных городов ЮФО на эту щекотливую тему в большинстве своем говорить в открытую отказываются. По крайней мере, до тех пор, пока законодательная инициатива «единороссов» не станет суровой реальностью. Однако «не для печати» несколько больших градоначальников ЮФО признались «ЮР», что против «медвежьих» поправок, так как это «развязало бы главам регионов руки и неизвестно к чему бы привело».
Добрые намерения «медведей»Готовя «узду» для мэров региональных столиц, «единороссы» декларируют добрые намерения и даже говорят об увеличении груза губернаторской ответственности. — Если губернаторам дадут право участвовать в решении наиболее острых проблем крупных городов, это только акцентирует их внимание на ответственности перед населением, — пояснил «ЮР» председатель комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый. Другой депутат-«единоросс» Александр Хинштейн обмолвился о том, что данный проект — лишь первый логичный шаг, вторым может стать переход от выборов мэров региональных столиц к их назначению губернаторами, третьим — отмена выборов глав местного самоуправления. — Мы уже ушли от системы прямых выборов губернаторов… Так нельзя быть «немножко беременными», — высказался он. У ряда независимых депутатов инициатива «единороссов» вызвала неприятное чувство дежавю с привкусом советского прошлого. — У губернаторов есть свои полномочия, зачем им лезть в чужую работу? КПСС тоже считала себя ответственной за все, а значит — ни за что. Все знают, чем это закончилось, — заявил «ЮР» независимый депутат Госдумы Сергей Попов. — Так можно довести ситуацию до абсурда — пусть тогда и во внутрисемейных конфликтах разбираются. К тому же вопросы целесообразности разными людьми решаются по-разному, градоначальников пытаются сделать полностью зависимыми — вертикаль власти выстраивается как при компартии. По мнению главы комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Леонида Рокецкого, инициатива «единороссов» недемократична и антиконституционна: — Мы шли к демократии, чтобы каждый почувствовал себя гражданином, а нас снова загоняют в стойло, как при советской власти. Учитывая, что в Госдуме из 450 депутатов 308 — «медведи», они вполне могут продавить поправки в закон. Как пояснили «ЮР» в Госдуме РФ, в самом оптимальном варианте первое чтение состоится через месяц, но поскольку проект политический, то, в зависимости от расклада, его могут отложить в долгий ящик. По сведениям независимых депутатов, некоторые мэры столичных городов уже готовят обращение к Владимиру Путину с просьбой наложить вето на поправки в закон. Впрочем, сейчас они о нем только наслышаны — на этой неделе предполагается более близкое знакомство с документом, который будут рассылать по регионам.
комментарий «ЮР»
Мэр Волгограда Евгений Ищенко: — Полностью поддерживаю данный законопроект: ведь между губернаторами и градоначальниками нередко бывает противостояние, которое мешает работе как одного, так и другого. Поправки, предложенные «единороссами», дадут право поставить в конфликте точку. Есть частные интересы и общие. Как человек, я, может быть, и опасаюсь за свою судьбу, но, как гражданин, понимаю, что система должна быть управляемой, выстроенной сверху донизу. Я целиком встроился бы в вертикаль губернатора нашей области Николая Максюты, если бы у него была четкая позиция, невзирая даже на то, что он — коммунист, а я — «единоросс». Мэр Элисты Радий Бурулов: — Местное самоуправление — это одна из основ конституционного строя России, которая гарантируется на всей территории нашей страны. В статье 130 Конституции РФ четко прописано, что местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы. Хочу отметить, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, и менять сложившуюся систему — значит, ломать российскую и общеевропейскую законодательную практику. Таким образом, инициатива, которая позволяла бы губернаторам отзывать с должности главу города, вступает в явное противоречие с Конституцией РФ, нарушает право граждан на осуществление местного самоуправления. Необходимо отдавать себе отчет, что влечет за собой изменение основного закона — Конституции РФ.
Инга ПЕЛИХОВА
|
|