|
|
|
|
|
Летайте трамваями Ростова-на-Дону
|
|
|
|
Трамвай-самолет В новое тысячелетие Ростов ну уж очень хотел въехать на современном монорельсовом трамвае, который давно перевозит пассажиров по Японии, США, Канаде, Китаю, и другим странам. В России «трамвай-самолет» запустили только в Москве — мэр первопрестольной Юрий Лужков привез идею из-за границы и воплотил ее в жизнь. Кто-то из ростовских чиновников, видимо, прочел об этом в газетах, и делегация отправилась в Москву. Монорельс впечатлил ростовчан, и вскоре родилась концепция его строительства на их малой ростовской родине. Тем паче, что метро в Ростове построить не получится из-за состояния грунтов. Ни экспериментальная новизна, ни цена вопроса не смутили чиновников ростовской мэрии. И вот в 2002 году в Ростов прибыли специалисты из «Московских монорельсовых дорог» для ориентировки на местности. Предполагалось, что первая ветка ростовской монорельсовой дороги соединит центр и спальный район города. Каждый километр трассы применительно к Москве оценивался в 14 миллионов долларов, ростовчанам обещали сделать втрое дешевле (экономия на отделке станций, а также за счет облегчения конструкций). Деньги на проект городские власти надеялись получить из федерального бюджета и от частных инвестиций. Однако проект (хотя на его разработку уже было потрачено не менее 50 миллионов рублей) повис в воздухе. Главгосэкспертиза России не дала одобрения технико-экономического обоснования строительства. Всемирный банк, к которому обратились ростовчане по старой памяти (банк уже финансировал Ростов на покупку сотни автобусов), проявил осторожность в отношении монорельса. Плюс ко всему московский опыт оказался не таким радостным: километр столичного монорельса в итоге вылился не в 14 миллионов долларов, как изначально планировалось, а в 25. И хотя в ОАО «Московские монорельсовые дороги» «ЮР» заявили, что в Ростове всего лишь ждут опыта эксплуатации монорельса в столице, и после этого сразу же начнут его строить, скорее всего, идея «воздушного трамвая» зависла в воздухе, как и потраченные на проект деньги. «Закопал» же почти два миллиона бюджетных денег «в воздух» мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев. Дорога в небеса Надгробным памятником монорельсу в столице ЮФО можно считать «проект будущего» — строительство мостового перехода от города-спутника Батайска, расположенного в 10 километрах, до Главного железнодорожного вокзала в Ростове-на-Дону. Этот мостовой переход должен взвалить на себя транспортную нагрузку центральных улиц мегаполиса. Право на проектирование по итогам конкурса получил Северо-Кавказский филиал московского ГипродорНИИ. Только первый этап строительства обойдется в 5,3 миллиарда рублей и продлится 6-8 лет. По словам специалистов, это будет одна из самых грандиозных строек последнего времени в ЮФО. Как заявили «ЮР» в Северо-Кавказском филиале московского ГипродорНИИ этот проект мостового перехода и поставил крест на строительстве в Ростове монорельсовой дороги — бюджет, мол, как и Боливар, двоих просто не вынесет. Сейчас новый проект активно продвигается и пиарится донским чиновничеством, ну совсем, как в свое время монорельс, вот только не постигнет ли и этот проект судьба «трамвая-самолета»? «Папы» проекта, реанимировавшие его из 20-летнего прошлого, — губернатор Ростовской области Владимир Чуб и ростовский мэр Михаил Чернышев. Полосатый рейс Но трамваи в Ростове все же любят. До неприличия… И на смену «поднебесному трамваю» пришла идея трамвая бесшумного, который по замыслу того же ростовского мэра Чернышева должен передвигаться по особому рельсовому пути — на специальной так называемой «подушке». И посему не раздражать ухо неприятным скрежетом и грохотом. Полгода ушло в 2003 году на то, чтобы проложить в центре Ростова всего один участок. Стоимость километра «бесшумных рельс» — примерно два миллиона долларов. Проложили 2460 метров. В 2004-м планировали уложить еще шесть километров путей «на подушке», но не уложили. Уж больно громко все заговорили в Ростове об этом проекте, как «отмывочной машине». Так что почти весь свой долгий маршрут ростовская электрорельсовая повозка проделывает как и положено ей испокон веку — с лязгом, визгом и скрежетом. Этакий «безмолвный» памятник бюджетным деньгам… В общем, бесшумный «трамвай-призрак» бродит по Ростову. «Мама» призрака — все тот же мэр Чернышев, «папой» все больше кличут первого вице-губернатора Дона Ивана Станиславова. Ведь ООО «Вектор-Монолит», освоившая городской бюджет, в числе десятка других строительных фирм контролируется сыновьями вице-губернатора.
КомментарийНачальник управления транспорта администрации Ростова-на-Дону Игорь Политика: — Монорельсовый трамвай в Ростове будет. Сказать, что это случится через два-три года, было бы утопией, но перспектива есть. Депутаты, которые представляют Ростов в Госдуме, уже лоббируют вопрос о включении проекта в Федеральную целевую программу «Развитие электротранспорта». Но подобные вопросы не решаются быстро. Для начала нужно найти средства на проектно-сметную документацию — скорее всего, как и в случае с ТЭО, деньги будут выделены из городского бюджета. Что касается бесшумного трамвая, то это действительно обходится дорого, пока денег нет, но есть надежда, что в областной бюджет 2006 года эти затраты будут включены. Всего же в Ростове 70 километров рельс, но менять их на «бесшумные» будем только там, где есть необходимость. У трамвая светлое будущее, это экологически чистый транспорт, и во всех городах Европы по центральным улицам ходят трамваи.
|
Инга ПЕЛИХОВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|