|
|
|
|
|
Эльбрус и Нальчик на здоровье
|
|
|
|
Государственный бизнес— Кто сейчас является самым крупным игроком на туристическом рынке КБР? — Самые крупные мы, то есть правительство республики. Правительству, во-первых, принадлежит сеть санаториев в Нальчике. Правда, почти половина из них в той или иной степени разрушена и заброшена, в них надо вкладывать серьезные деньги. Самый ценный наш актив — это две компании, ОАО «Эльбрустурист» и ОАО «Каббалктурист». Первый имеет базы и санатории в Приэльбрусье, в которых сосредоточена половина всего номерного фонда этого горнолыжного района, а второй работает в равнинной и предгорной части Кабардино-Балкарии. В Нальчике много ведомственных здравниц различных силовых структур, мэрии Москвы и т.д. Принадлежащий МВД России санаторий «Нальчик» — крупнейший в республике, он заплатил налогов за прошлый год на 9 миллионов рублей. — Частный капитал присутствует в этом бизнесе? — Почти все частники работают в Приэльбрусье, причем они предпочитают строить гостиницы, частных санаториев и пансионатов мало. Большая часть предпринимателей местные, хотя есть и привлеченный капитал. — Не будут ли «Эльбрустурист» и «Каббалктурист» в ближайшее время приватизированы? — Никто не собирается сейчас отдавать процветающие предприятия, которые исправно платят налоги (в прошлом году соответственно 9,3 и 7,9 миллиона — «ЮР»). Но если незавершенка какая или заброшенный объект, то мы уступим его в обмен на инвестиции. Это нормальные рыночные отношения. — Как будет развиваться Нальчик? — Санатории в черте города будут узкоспециализированными, один будет лечить астматические болезни, другой — желудочно-кишечные, третий еще что-то. Многие уже имеющиеся здравницы необходимо реконструировать, развивать инфраструктуру. Главное сейчас, конечно, безопасность. События в октябре не способствовали рекламе нашего города-курорта. Но и трагедией для отрасли они не стали. Мы тоже оказались в одном ряду с Москвой, Лондоном, Нью-Йорком. — Какие обязательства накладывает на Нальчик статус города-курорта федерального значения? — Это, прежде всего, экология. Весь город строго поделен на санитарные зоны, которые ограничивают жилищное и промышленное строительство. В одной зоне нельзя вообще ничего, в другой можно строить дом, но нельзя заниматься производством. В последнее время состояние нашей промышленности таково, что, к сожалению, она не могла даже потенциально представлять угрозу экологии. Хотя нарушения зон ограничения были. Например, работал цементный завод, который вообще не имел права находиться в черте города. Он, правда, умер сам собой.
Участковый мораторий— Туристическая отрасль Кабардино-Балкарии состоит из 125 хозяйствующих субъектов. В прошлом году она заплатила около 45 миллионов налогов, половина которых идет в местную казну. А в бюджете республики удельный вес этих налогов менее одного процента. Это очень мало — в Москве, например, туристические налоги формируют 6-8% доходов города. Мы планируем поэтапно дойти до доли в 8-10%. Наши туристические жемчужины — это Нальчик и Приэльбрусье. Мы собираемся заказать швейцарской компании единую концепцию развития Приэльбрусья. Ее разработка может занять год, а до этого мы приостановили выделение в Приэльбрусье участков под строительство. — Чем вызвана такая жесткая мера? — Сейчас идет хаотичная застройка склонов и предгорья частными гостиницами. Во-первых, это делается без учета требований безопасности. Нас уже обвиняли в паникерстве, что мы, мол, пугаем лавинами, сходами ледников, проснувшимся Эльбрусом. Но я сам поднимался на Чегет — оттуда сверху прекрасно виден след лавины, которая сошла лет пятнадцать назад и накрыла почти всю Чегетскую поляну. Четко различаются молодые сосны и старые по бокам. И вот в самом следе этой лавины стоят гостиницы. Необходимы серьезные научные исследования, чтобы сделать строительство безопасным. Во-вторых, частные застройщики часто нарушают условия, на которых им дали землю. Берут, например, участок под кафе, а над кафе строят еще два этажа с номерами. Бывает, до строительства заявляют одно количество гостиничных номеров, а строят намного больше. Коммуникации, инженерные сети оказываются перегружены. Я уже не говорю о том, что бюджет не получает достойную плату за землю, так как нет контроля за строительством. Я, например, не знаю, сколько сейчас строится в Приэльбрусье объектов. Но это уже дела районных администраций. — Что должна изменить концепция? — Она позволит усилить контроль. Будет создана единая система коммуникаций. Ведь сейчас у каждого объекта свой водопровод, свои газопроводы и электрические сети, своя канализация, которая часто неизвестно куда выходит. Фирма получает надел, а затем мечется и думает, что бы там выгоднее построить. Хотя есть примеры грамотной застройки. Такие гостиницы и прибыль получают больше — они самые дорогие и востребованные. Загруженность некоторых достигает 100%. Отсутствие системы сильно снижает уровень сервиса. Если человек два часа стоит в очереди на канатную дорогу, то ему не сильно захочется еще раз сюда приехать. — Какова, кстати, судьба канатной дороги на Эльбрус, строительство которой началось еще по федеральной программе «Юг России»? — Эта канатка, о которой ходит множество слухов и сплетен, что там разворовали деньги, будет сдана в сентябре этого года, как раз к началу сезона.
Александр ВОРОБЬЕВ
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|