|
|
|
|
|
Призрак 11 сентября бродит по России
|
|
|
|
Американские эксперты считают, что Шамиль Басаев планировал в Нальчике теракт, сравнимый с ударом «Аль-Каеды» по Америке 11 сентября 2001 года. По мнению группы отставников во главе с бывшим спецагентом Госдепартамента США Фредом Бартоном, нападения на отделения милиции, тюрьму и здание ФСБ в столице Кабардино-Балкарии были всего лишь отвлекающим маневром. Главной же мишенью являлся аэропорт. Американцы сообщают, что боевики в количестве 700 человек (по официальным данным российской Генпрокуратуры, в нападении участвовало 150 человек — «ЮР») собирались захватить как минимум пять самолетов. Удар по аэропорту был якобы запланирован на 17 октября — спустя четыре дня после основной атаки на Нальчик. Но атака была отбита. Запасным вариантом, по данным американского центра, в случае неудачи в аэропорту, должен был стать захват заложников. Частично этот план сработал. Басаев взял на вооружение методы «Аль-Каеды», считают в Stratfor. Так же, как и в 2001 году в США, группы смертников должны были направить начиненные взрывчаткой самолеты на ряд объектов. По версии Stratfor, предполагаемыми целями были: Балаковская АЭС под Саратовом, железнодорожный вокзал и штаб Северо-Кавказского военного округа в Ростове-на-Дону, Волжская ГЭС под Самарой, и, конечно же, Москва, в которой роль «Всемирного торгового центра», по всей видимости, должен был сыграть Кремль. Stratfor указывает, что план Басаева не удался из-за плохой организации. И хорошей осведомленности российских спецслужб. Однако было бы неверным не заметить, что версия Stratfor вызывает множество вопросов. К тому же, говоря о целях потенциальной воздушной атаки из Нальчика, аналитики американского центра ничего не утверждали, а лишь предполагали. Тем не менее заместитель генерального прокурора России Николай Шепель после неожиданного появления американского доклада заявил буквально следующее: — По нашим данным, террористы планировали нанести удар по 40 объектам в Нальчике, в том числе и захват местного аэропорта. Мы также намерены следственным путем проверить сведения о планах Басаева использовать гражданские самолеты для применения их в качестве орудия террора… И хотя большинство опрошенных экспертов назвали доклад Stratfor неправдоподобным и больше похожим на совместную разработку российских и американских спецслужб, «ЮР» попытался разобраться, а был ли хотя бы теоретический шанс у боевиков взлететь на захваченном самолете…
Что стояло в аэропорту?По официальным данным министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Кабардино-Балкарии, в день нападения в аэропорту был всего один самолет. По данным источника «ЮР», в аэропорту Нальчика 13 октября находились: Магистральные самолеты ЯК-42 — 3 шт. ЯК-40 — 2 шт. Легкомоторные самолеты «Вилга» (Чехия) — 2 шт. ЯК-52 — 1 шт. АН-2 — 1 шт. Вертолеты Ми-8 — 1 шт.
Тактико-технические данные авиатехники в Нальчике: Як-42 Дальность полета — 3900 км Потолок — 9600 м Скорость — 810 км/ч Экипаж — 3-4 чел. Количество пассажиров — 120 Як-40 Дальность полета — 1800 км Потолок — 8100 м Скорость — 510 км/ч Экипаж — 3-4 чел Количество пассажиров — 11-20 Легкомоторные самолеты (типа «Вилга») являются практически незаметной целью для систем ПВО из-за перелетов на небольшой высоте и размеров. Такой самолет способен взять на борт 1-2 человек. Дальность полета «Вилги» — не более 900 км, скорость — 190 км/ч, потолок — 4000 метров.
Комментарии специалистовЗаместитель генерального директора корпорации «Авиализинг» (Пермь) по авиатехнике Владимир Вассерман: — Як-42 способен достаточно далеко летать, и если террористы хотели завладеть этим судном, они имели какую-то цель в радиусе трех тысяч километров. Главное — положить самолет на курс. Если теракт планировался по примеру США, то тут достаточно любого самолета — хоть маленького, хоть большого. Последствия будут мало отличаться. То есть они будут одинаково тяжелыми. Для средств ПВО, впрочем, такой самолет сбить не составит труда. Начальник пресс-службы 4-й Воздушной армии ВВС ПВО РФ Александр Щенников: — Чтобы ответить на вопрос, какое время понадобилось бы нам, чтобы сбить самолет с террористами, нужно учесть массу факторов: откуда взлетел самолет и откуда в воздух будет поднят истребитель. К примеру, у нас дежурное звено 4-й Воздушной армии есть в Миллерово Ростовской области или в Зернограде. У нас они дислоцированы по всему Северному Кавказу. Поэтому можно приблизительно по карте, в зависимости от того, какой полк дежурит сегодня, прикинуть, какое будет время. Время готовности дежурного звена истребителей — 10 минут. Но команда на уничтожение пассажирского самолета с боевиками, а уж тем более с заложниками, дается только президентом России. Поэтому уйдет дополнительное время — до получаса — на согласование с Москвой. Все это время наш истребитель будет находиться над заданной целью. Он будет сопровождать самолет противника, вести его, пока идут переговоры. А пока Москва не даст разрешения, мы не имеем право сбивать. Но мы обязательно попытаемся захваченное воздушное судно посадить. Даже если преследование перейдет в небо над территорией соседнего государства. Ему предоставляют коридор, и наши истребители ведут его, сажают на иностранный аэродром, а потом террористами занимаются соответствующие структуры. Но я не знаю ни одного случая, чтобы даже по учебным целям была отработка: сбить захваченный террористами пассажирский самолет.
Почему законодатели молчат?Госдума до сих пор не приняла поправки к закону «О государственных границах РФ», разрешающие сбивать пассажирские самолеты, на борту которых, помимо пассажиров, находятся террористы. Уже несколько лет идут безуспешные попытки создать документ, регламентирующий подобные действия в случае, если будет иметь место захват террористами гражданских лайнеров с пассажирами с целью направить их на административные, промышленные и военные объекты. Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Сергей Миронов: — Дело в том, что слишком велика опасность ошибки. Я вас уверяю, у спецслужб есть меры, которые позволят обеспечить безопасность, прежде всего тех объектов, на которые, возможно, будут направлены эти самолеты. Более того, есть и необходимые инструкции у силовых структур. Не надо принимать специальных законов на эту тему, будоражить население — не надо. У спецорганов есть все правовые основания для того, чтобы действовать так, чтобы защитить необходимые объекты, и, в первую очередь, защитить страну.
Атомная цельБалаковская АЭС — расположена на левом берегу Саратовского водохранилища реки Волги в 10 км от города Балаково Саратовской области и в 900 км юго-восточнее Москвы. В эксплуатации находятся 4 энергоблока с реакторами типа ВВЭР-1000 . Начальник службы физической безопасности Волгодонской АЭС (Ростовская область) Георгий Охваткин: — Проект Волгодонской АЭС относится к серии унифицированных проектов с реакторами ВВЭР-1000 (такие же установлены на Балаковской станции). Каждый из энергоблоков размещается в отдельно стоящем корпусе. Купол станции сделан из железобетона, толщина 1,2 метра, металлический каркас, металл — нержавейка, 15 мм, купол стягивают тросы. Термооболочка энергоблоков выдержит удар ракеты или летящего на скорости 700 км/ч самолета весом 200 тонн. На территории станции расположена войсковая часть. И все необходимые и предусмотренные меры для того, чтобы осуществить физическую защиту АЭС, выполнятся. В том числе, и с воздуха.
Закон о государственной границе РФСтатья 35. Применение оружия и боевой техники «Органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Войска противовоздушной обороны и силы Военно-морского флота применяют оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров…»
Любой самолет над Москвой будет уничтоженВВС и ПВО России технически готовы противостоять воздушному терроризму. Однако действующее законодательство позволяет военным уничтожить любое захваченное террористами воздушное судно только при условии, что на нем нет заложников. Командующий войсками специального назначения, генерал-полковник Юрий Соловьев: — Если над Москвой появится пассажирский самолет с террористами на борту, он будет уничтожен, даже несмотря на отсутствие соответствующих поправок в закон о госграницах. Я не допущу, чтобы на Москву что-то упало. Я уже для себя определился, какое решение буду принимать. И это, поверьте, не простое решение. Ведь, если идет самолет с пассажирами на борту и я его не собью — на меня наденут наручники. А если я его собью — на меня тоже наденут наручники. Мы стали заложниками ситуации. А окончательное решение будет принимать главнокомандующий или министр обороны.
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|