|
|
|
|
|
Кровная месть
|
|
|
|
5 ноября 1928 года ВЦИК РСФСР принял постановление «О примирительном производстве по борьбе с обычаем кровной мести». Постановление дополняло Уголовный кодекс Российской Федерации новой главой: «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта»: «В целях ликвидации случаев кровной мести, возникающих на почве убийств и нанесения телесных повреждений, при окружных или районных и волостных исполнительных комитетах организуются примирительные комиссии в составе: представителя соответствующего исполнительного комитета (председатель), народного судьи, двух представителей общественных организаций и представителя местной женской организации... Примирительные комиссии собирают сведения о лицах, враждующих между собой на почве кровной мести». Комиссии полагалось завести «дело о кровной мести» и пригласить на его публичное рассмотрение всех совершеннолетних ближайших родственников и других членов рода, ну и, само собой, всех совершеннолетних членов другого рода — всех «кровников» до седьмого колена. Распространялось постановление ВЦИКа «на автономные области, краевые (областные) объединения и губернии, в которых развит обычай кровной мести».
Чеченская комиссия по примирениюС тех пор прошло каких-то семьдесят пять лет и… в 2002 году в Чечне вновь была создана комиссия по борьбе с кровной местью. Возглавил ее Абдул-Хаким Султыгов, являвшийся тогда спецпредставителем президента РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чечне (на днях он избран координатором партии «Единая Россия» по национальной политике и связям с религиозными объединениями). — Обычай примирения враждующих сторон всегда был важнейшим институтом горского общества, ведь кровная месть — это бесконечная цепь убийств, в конце концов, она приводит к истреблению рода и целого народа, — заявил г-н Султыгов «ЮР». — Собирались самые уважаемые люди и пытались примирить кровников. Так было и при царе, и при Советской власти. Теперь эту традицию надо возрождать, потому что целых десять лет, когда в Чечне практически не было государства, людям ничего не оставалось, как только самим решать свои проблемы. И мне кажутся очень опасными нынешние попытки героизации акта кровной мести, это слишком опасный путь. Он может привести не только к бесчисленным новым жертвам, но и отрицанию государства как такового. Чеченцев, например, глубоко оскорбляют оправдательные приговоры военным преступникам. Значит ли это, что нужно сначала из чувства мести убить их самих, а потом очередь дойдет и до присяжных, которые вынесли эти вердикты? Совсем иначе относится к кровной мести вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров. После гибели своего отца Ахмада Кадырова, он заявил, что согласно чеченским обычаям, «отец, сын или брат должен исполнить кровную месть, если он чеченец». А сразу после трагедии Беслана в Верховный суд Северной Осетии обратились родственники жертв теракта в Беслане с требованием узаконить в России кровную месть. По их мнению, нужно дать право жертвам терактов и их родственникам наказывать родственников боевиков, совершивших чудовищные злодеяния.
Кысас вместо местиКровная месть основывается на древнем обычае, опасность которого в том, что он порождает другие убийства, происходит «цепная реакция». Представитель одного клана, рода, тейпа (как правило, месть переходит по мужской линии) ставится перед выбором: или опозорить свой род, или отомстить. Например, по саксонским обычаям кровная месть распространялась только на убийцу и его сыновей; по бургундским — только на самого убийцу, был ограничен и круг лиц, имеющих право мстить. Убийство в порядке кровной мести не могло быть совершено, например, в помещении церкви. По «Русской правде» — своду древнерусского права — разрешалось мстить брату за брата, сыну за отца, при отсутствии таковых назначался штраф. По «Салической правде» — «уголовному кодексу» древних франков — вместо кровной мести выплачивался штраф — вергельд. Как правило, кровная месть запрещалась, если убийство было совершено по неосторожности или случайно. В некоторых странах — не только на Кавказе, и не только в мусульманском мире, но и в Сербии, Южной Италии, Корсике, Японии кровная месть просуществовала до 20 века. И это несмотря на то, что и христианство, и ислам, как и другие мировые религии, к кровной мести относятся резко отрицательно. Шариатом предусматривается смертная казнь убийцы только по приговору суда, если родственники пострадавшего его не простили. Кровная месть — доисламская традиция. Пророк, как написано в Коране, дал вместо нее людям кысас — справедливое наказание, которое приводит в исполнение только шариатский суд. Самовольная месть кому-либо, а тем более близким, категорически запрещена исламом. Во всем мире на смену древнему обычаю кровавой мести пришло правосудие. Наказание виновного по решению суда — светского, шариатского, любого — это тоже своеобразная месть за совершенное преступление, вот только месть всего общества. Если убийца наказан, то и родственники его жертвы отмщены. И лишь когда правосудия нет, убитым горем близким может показаться, что осталось только одно, последнее средство — самосуд.
Анна ЛЕБЕДЕВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|