|
|
|
|
|
Плавильный котел религий
|
|
|
|
БуддизмЦентр буддизма ЮФО сосредоточен в Калмыкии. Это единственное место в Европе, где исповедуют так называемую тибето-монгольскую форму этой религии. Правительство Российской империи, хоть и не вмешивалось в вероисповедование калмыков, но поощряло их переход в православие: калмыки, принявшие крещение, получали право уходить от своих тайшей (религиозных наставников) и селиться в русских городах и селах. Центром поселений крещеных калмыков стал Ставрополь-на-Волге (Тольятти). Упадок религиозной жизни калмыков из-за разрыва связей с духовными центрами Тибета и Монголии, забвения основ буддизма и вытеснения его суевериями и верой в обряды приходится на конец 18-го века. Век 20-й можно назвать возрождением. В 1992 году Калмыкию впервые посетил Его Святейшество Далай-лама XIV. Его приезда тогда активно добивался молодой и амбициозный президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Второе явление народу Калмыкии воплощенного божества состоялось в декабре 2004 года. Ему предшествовали долгие дипломатические дебаты между Россией и Китаем. Далай-лама не только духовный лидер буддистов, но и глава тибетского правительства в изгнании. Власти Китая обвиняют его в сепаратизме и выступают против любой деятельности в странах, с которыми Пекин поддерживает дипломатические отношения. Позиция КНР была главной причиной, почему российский МИД долгое время не решался выдать въездную визу Его Святейшеству. После заверений, что Россия признает Тибет неотъемлемой частью Китая, Далай-ламе разрешили посетить Калмыкию. Сошлись на том, что визит носит исключительно пастырский, а не политический характер.
ИудаизмВ отличие от ближневосточного вооруженного противостояния евреев и мусульман, на Северном Кавказе между представителями этих религий противоречий нет. Один из древнейших центров распространения иудаизма — Дагестан, где живут исповедующие эту религию горские евреи и таты. До советской власти в южном Дагестане насчитывалось несколько сотен иудейских семей и около 30 синагог. Сегодня в Дагестане всего 4 синагоги — в Махачкале, Буйнакске, Дербенте и Хасавюрте. Отсутствие возможности справлять религиозные обряды стало поводом для того, чтобы основная группа татов покинула Дагестан и выехала в Израиль. Греческое слово «синагога» переводится на иврит как «дом собраний», и синагогой здание становится только благодаря собирающимся в нем иудеям. Сегодня дагестанские эксперты в области религии отмечают тот факт, что иудаизм теряет свое былое влияние. Скорее всего, по прогнозам тех же экспертов, дагестанские иудеи продолжат массово эмигрировать. И в течение ближайших десятилетий иудаизм в Дагестане может прекратить свое существование. Однако в западной части ЮФО, в частности в Ростовской области, у евреев сейчас нет проблем. — За последние четыре года у нас вообще все спокойно, даже вандалы не трогают наши синагоги, — рассказывает корреспонденту «ЮР» пресс-секретарь Ростовской еврейской общины Инна Шварцман. Первые еврейские поселенцы принесли на донскую землю иудаизм во время расцвета греческой колонии Танаис в устье Дона. Краеведы приводят в пример так называемый список горожан Танаиса, найденный при раскопках. В нем встречается 7 фамилий семитского происхождения. Достаточно сказать, что до 20-х годов прошлого столетия Ростов был одним из мировых центров хасидизма — ортодоксальной ветви иудаизма. Хасидов, причем в традиционной одежде и с пейсами, можно встретить на городских улицах Ростова-на-Дону и сегодня. По информации Ростовской еврейской общины, в ЮФО существуют 28 еврейских общин. Кроме Дагестана синагоги действуют в еврейских общинах Ростова, Краснодара, Нальчика, Дербента, Махачкалы, Волгограда, Астрахани, Сочи. — Еврейские общины в ЮФО занимаются отнюдь не распространением религиозных идей, так как миссионерская деятельность запрещена в этой религии, а возрождением национальной культуры и традиций, — заявила «ЮР» Инна Шварцман.
ХристианствоРаспространение христианства — одно из проявлений международных связей на Кавказе. Связь с Византией предопределила православную модель жизни России, а значит и части Северного Кавказа. Первые материальные памятники, свидетельствующие о распространении христианства, относятся к 1 веку н. э. Среди местных народов некоторые мусульманские (например, кабардинцы) издревле принадлежали к христианским родам. Развитие исторических событий (ослабление Византии, монголо-татарское нашествие, распространение ислама) привело к угасанию христианства на Северном Кавказе после 12-13 веков. Возрождение его начинается со времен царя Иоанна IV Васильевича (Грозного), когда, после взятия Астрахани, русское казачество, стремившееся к новым окраинам, поставило там свои передовые форпосты. Сегодня, помимо традиционно православных славянских регионов ЮФО, островком христианства на Северном Кавказе является Северная Осетия, 70 процентов населения которой исповедуют православие (подробнее — на стр. 5). Самая большая епархия, объединяющая 6 регионов, в том числе Чечню и Ингушетию — Ставропольская и Владикавказская. Кстати, прихожане из Южной Осетии также относят себя к этой епархии и предпочитают креститься здесь. А вот православные приходы Дагестана пребывают в ведении Бакинской епархии, которая находится в Азербайджане. — В Чечне мы поддерживаем православных людей, которые там остались, их более 3 тысяч, — рассказал «ЮР» пресс-секретарь епархии Евгений Бронский. — В Грозном начато восстановление Михаило-Архангельского храма, проходят службы.
ИсламРаспространению ислама на Юге России способствовали арабские миссионеры, а также военно-политическая экспансия Османской империи. Процесс исламизации адыгов, черкесов и кабардинцев начинается с 15-го века. До этого главным исламским центром на Кавказе был Дагестан. Исламские религиозные организации преобладают в 5 субъектах ЮФО (Дагестан, Ингушетия, КЧР, КБР и Чечня). В настоящее время зарегистрирована 961 мусульманская религиозная организация, более половины из них находятся в Дагестане. В Карачаево-Черкесии — 103, Кабардино-Балкарии — 99, Чеченской Республике — 29, Адыгее и Ингушетии — по 16, Северной Осетии — 11, Калмыкии — 6. При этом количество мусульманских организаций, по сравнению с иными конфессиями, растет самыми быстрыми темпами. В начале 1990-х годов началось массовое строительство мечетей. По данным комитета по делам религий, к середине 2005 года в Дагестане действовало 1766 мечетей и 38 молитвенных домов. По данным Минюста России, в ЮФО действуют 28 исламских духовных образовательных учреждений. Но финансируются они довольно слабо, в результате чего исламская молодежь вынуждена обучаться за рубежом. Это создает предпосылки для внедрения нетрадиционных направлений, так называемой «арабизации» ислама на Юге. Еще одна специфика религиозной ситуации в Дагестане — большое количество верующих, совершающих паломничество — умра и хадж. Этой осенью в столице Чечни должны завершиться проектные работы по строительству одной из крупнейших мечетей в России — на 5 тысяч человек. Образец — один из храмов Турции. Представитель духовного управления мусульман Чеченской Республики Адес Хатиев объявил, что мечеть будет возведена на том месте, где стояло здание республиканского правительства, разрушенное во время боевых действий.
Комментарий
Директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН Виктор Черноус: — В церковной версии христианство на Юг России было привнесено еще Андреем Первозванным в 1 веке нашей веры. Ислам приходит к нам в 7 векеа из Ирана. И та, и другая религии впитали в себя традиции местного язычества. Если взять Осетию, то там переосмыслены многие культы православия. То же самое произошло с исламом. Сегодня строится много мечетей. Но подлинного духовного усвоения религии нет, нет соответствующих религиозных кадров. Отсюда раскол нашего ислама. Идет наступление и нетрадиционных направлений христианства. Религиозная картина крайне запутана и очень сложна. В девяностых годах на Северный Кавказ приезжало много разных учителей, которые были проповедниками радикальных идей. Сегодня ситуация изменилась в пользу традиционных религий. Между православием и исламом здесь отношения, конечно, не идеальные, но достаточно терпимые.
Религиозные организации, официально зарегистрированные на территории ЮФО
Русская православная церковь (РПЦ) |
1131 |
Ислам |
883 |
Евангельские христиане-баптисты |
231 |
Христиане веры евангельской-пятидесятники |
166 |
Адвентисты седьмого дня |
126 |
Свидетели Иеговы |
118 |
Евангельские христиане |
90 |
Буддизм |
48 |
Римско-католическая церковь |
43 |
Иудаизм |
28 |
Старообрядцы |
24 |
Армянская апостольская церковь |
24 |
Лютеране |
14 |
Сознание Кришны (вайшнавы) |
13 |
Русская православная церковь за границей |
11 |
Российская православная свободная церковь |
11 |
Евангелическо-лютеранская церковь |
11 |
Молокане |
10 |
Неденоминированные христианские церкви |
9 |
Новоапостольская церковь |
7 |
Методистская церковь |
6 |
Церковь полного Евангелия |
5 |
Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) |
5 |
Церковь Божией матери державная |
4 |
Церковь Последнего завета |
4 |
Истинно-православная церковь |
3 |
Евангельские христиане в духе апостолов |
3 |
Харизматические церкви |
3 |
Пресвитерианская церковь |
2 |
Армия Спасения |
2 |
Вера Бахаи |
2 |
Ассирийская церковь |
2 |
Российская православная автономная церковь |
1 |
Церковь Христа |
1 |
Караимы |
1 |
Евгений РАКУЛЬ
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|