|
— Я горжусь тем, что мой отец — родом с Кавказа, — Михаил Шемякин не устает повторять эту фразу почти во всех интервью. — Сегодня это очень немодно, а я особенно люблю подчеркнуть то, что немодно. Поэтому я всегда подчеркиваю, что я — лицо кавказской национальности. По отцу. У меня громадный старинный кабардинский род — Кардановых. Также часть моей семьи связана с Осетией. Вообще я считаю, что связан с Северным Кавказом очень прочно, навечно, так уж судьба решила. — А на Кавказе часто бываете? — Нет, нечасто (в 1996 – именно тогда родственники назвали Михаила Мухаммедом, и в 2003 году — «ЮР»). Вот недавно вместе с дочерью и женой посещал наших родственников в Нальчике. Получил там докторскую степень в университете и делаю научные экспозиции. Пытаюсь открыть в республике — если президент Каноков соблагоизволит откликнуться на мои просьбы — филиал института (Нью-Йоркского института философии и психологии творчества — «ЮР»), для того чтобы заниматься с молодежью. С другой стороны, я стараюсь заниматься пропагандой творчества художников Северного Кавказа: Руслана Цримова, Мухадина Тишева. Есть очень много талантливой молодежи, и, если бог даст, мы много чего интересного покажем во всем мире. — Правда, что на Западе наблюдается огромный интерес к темам, связанным с Кавказским регионом? — Безусловно. Поначалу он был связан с конфликтами на Кавказе, в основном с Чечней, но постепенно стал проявляться дальше — что же это за народ такой таинственный, бунтующий, воинственный? Что за история у этих народов, почему происходят столкновения с россиянами, какова история этих старинных войн. — О чеченской войне в Европе нередко формируется несколько перекошенный взгляд — об извергах-федералах и несчастных чеченцах… — Безусловно, перегибы есть в информации о том, что было и что происходит. Есть лица, заинтересованные в этом, которые с великим удовольствием представят россиян в темном свете. Тенденция такая наблюдается, особенно во Франции. Но французы всегда отличались такими вещами, тем не менее сами в свое время в Алжире много чего натворили, и в странах-колониях, которые пытались удержать в своих владениях. Ничего не поделаешь, это издержки прыти журналистов и людей, которые любят сенсации. — В Европе очень много чеченских диаспор, люди приехали туда как политические беженцы. Вы встречались с ними? — Нет, я не встречался с ними. Я вообще мало знаком с чеченцами. В основном вся моя родня, которая уехала, сосредоточена в Иордании, Турции, Израиле. Там черкесов довольно много. Очень много кабардинцев, много наших, Кардановых. — Они не хотят вернуться в Россию? — Некоторые возвращаются. Я сам недавно познакомился с человеком, который абсолютно не говорит по-русски, только по-кабардински. Он, несмотря на солидный возраст, вернулся в КБР, открыл магазин антикварных предметов, связанных с историей Кавказа. Мы с ним познакомились, и он мне даже одолжил кое-какие вещи, для того чтобы я мог присутствовать на официальном вечере в собственной черкеске, в моем кавказском облачении. У меня же очень большой род, только в КБР моих родственников — 12 тысяч. У нас своя газета Кардановых, свой герб, свой гимн, даже свой вынос флага делаем, сопровождая его своим гимном. Одним словом, когда встречаюсь со своей кавказской родней — я всегда в черкеске и папахе, в полном обмундировании. — А не страшно было ехать в Нальчик? —Я в свое время бывал и в Афганистане, занимаясь спасением пленных, а там побольше стреляли. И супруга моя Сара — американка, не побоялась поехать. Нам не привыкать к стрельбе. — Есть ли какие-то кавказские события, которые будут иметь глобальное значение для развития России? — России еще много предстоит ломать голову над кавказским вопросом. Потому что, к сожалению, очень мало уделяется внимания кавказской молодежи. Она необычайно талантлива, миролюбива, имеет колоссальные традиции. Но традиции исчезают, безработица… В Нальчике я видел — сколько молодежи ходит, которая просто ничем не занята. Эти молодые ребята полны энергии, но им некуда приложить свою силу, свои руки, не сегодня-завтра за какие-то копейки их могут купить те люди, которым выгодны национальные столкновения, которым выгодна война на Кавказе. А российское правительство, включая и многих президентов кавказских республик, мало уделяют внимания данному вопросу. Рано или поздно это принесет свои тяжелые и неприятные плоды и для Кавказа, и для России. Почему я и предлагаю свою помощь в создании художественных центров, в попытке представить интеллигенцию КБР в других странах мира, но откликов пока не нахожу. — А сколько нужно средств, чтобы открыть эти центры? — Это не такие большие деньги. Для людей, которые покупают футбольные клубы и яхты за сотни миллионов долларов или гуляют в Куршевеле и других местах, это — копейки. Но имеющие большие деньги не пытаются с кем-то поделиться. У них начинается спортивный интерес — у кого больше. По крайней мере, ни от правительства, ни от кавказских президентов, ни от кавказских бизнесменов помощи в своих начинаниях я не получал. Среди кавказских людей есть и миллионеры и миллиардеры, но когда некоторые кавказские люди приобретают большие финансовые средства и возможность ими оперировать, они немножко теряют свои национальные черты. — А Кавказ как-то отражен в вашем творчестве? — Я как-то всегда нахожусь вне каких-то конкретных событий. Я особо ничего не отражаю, кроме того, что в моих работах всегда присутствует влияние пейзажей, колорита кавказских гор. Причем это было подсознательно. Когда моя супруга впервые попала на Кавказ и увидела горы под Нальчиком, она мне сказала — это те работы, которые ты делал последние годы, это именно тот колорит. Я обожаю природу Кавказа, свою родню и кавказский народ. — Слышала, что у вас должна быть выставка во Владикавказе? — Да, сейчас большая выставка моих новых работ проходит в Новосибирске. Потом эта экспозиция будет путешествовать по России два года. Во всяком случае она будет во Владикавказе, наверняка в Нальчике, может и в Ростове-на-Дону. Надеюсь, что побываю в вашем славном городе. Уверен, что у вас есть талантливая молодежь, интересная. Если договоримся с вашим высшим руководством, может, будем делать научные выставки, к примеру, ту, которую я делал в Нальчике — «Шар в искусстве, в архитектуре, в жизни человека». Досье «ЮР» Михаил Шемякин родился в Москве в мае 1943 года в семье актрисы и военного. 1957 год — учеба в Ленинградской средней художественной школе имени И.Е. Репина при Академии художеств. 1959 год — отчислен из-за того, что его художественное мировоззрение не соответствовало нормам социалистического реализма. Начались гонения и принудительное лечение в психлечебнице. 1962 год — первая выставка. 1967 год — создание теории метафизического синтезизма. За эти исследования художник удостоен званий почетного доктора (Doctor Hоnoris Causa) университета в Сан-Франциско (США), Сидар-Крест Колледжа (США), Европейской академии искусств (Франция), Российского государственного гуманитарного университета (Москва), университета Кабардино-Балкарии (Нальчик). Продолжаются эти исследования и поныне в созданном М. Шемякиным Институте философии и психологии творчества. 1971 год — лишение гражданства и высылка из страны. Парижский период. 1981 год — переехал в Нью-Йорк. Избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. 1989 год — принял американское гражданство. 1993 год — присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства. 1994 год — получил французский орден «Рыцарь искусства и литературы». 1998 год — получил почетную медаль «Достойному» Российской академии художеств. 2001 год — с работы над балетом «Щелкунчик» в Мариинском театре начался театрально-постановочный период творчества. История рода Род Кардановых (къардэн — «дьякон») один из самых больших по численности в Кабардино-Балкарии и один из самых древних. Первые следы Кардановых в России обнаружены еще в XVI веке, когда их послы пришли к Ивану Грозному да так и остались на служение, о чем упоминает Карамзин. Род Кардановых имеет герб, гимн, флаг, родовую газету и музыкальный ансамбль. К роду Кардановых относятся: братья Кубати и Кабарде Кардановы, Герои Советского Союза ВОВ. Хасан Карданов, композитор-песенник. Валерий Коков, бывший президент Кабардино-Балкарии. Юрий Темирканов, дирижер. Мурат Карданов, чемпион мира и обладатель Кубка мира по классической борьбе.
СПРАВКА «ЮР»
Работы Шемякина находятся в постоянной коллекции многочисленных музеев, таких как «Метрополитен» (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), Яд Вашем и Музей современного искусства (Тель-Авив). Памятники и скульптурные композиции установлены в Нью-Йорке («Кибела: Богиня Плодородия»), Париже («Карнавал Санкт-Петербурга»), Венеции (памятник Джакомо Казанове и монумент «В память 200-летия со дня смерти Казановы»), Лондоне (памятник Петру I), Санкт-Петербурге (двуликие «Сфинксы», памятник Архитекторам-Первостроителям Петербурга, памятник Петру I), в Москве (памятник «Дети — жертвы пороков взрослых»), в Самаре (памятник другу Владимиру Высоцкому).
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
|