Широкое предложение Агрострахование — очень дорогой вид услуг в первую очередь для самих страховых компаний, поэтому небольшие фирмы им не занимаются. В тройке лидеров по объемам сбора страховых премий в ЮФО такие «монстры», как «Росгосстрах-Юг», «Россия» и волгоградская «Царица», сумевшая в этом году заключить договоров на один миллиард рублей страховой премии. — Если говорить о страховых компаниях, то этот рынок развивается достаточно активно. На него вышли те, кто прежде практически не занимался этим видом страхования. Например, «Ингосстрах», — рассказал «ЮР» руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков в ЮФО Юрий Кулик. По его словам, небольшим компаниям нет смысла заниматься агрострахованием: суммы возмещений таковы, что наступление страхового случая будет означать разорение. — Из шести основных зернопроизводящих регионов ЮФО наша компания представлена в четырех: Краснодарский край, Ставрополь, Волгоград и Ростовская область. Мы работаем в сфере страхования сельхозкультур. В перспективе планируем расширять перечень, — сообщил «ЮР» завсектором страхования в АПК компании «МАКС» Дмитрий Ямашкин. «Югория» работает практически во всех регионах ЮФО. В Ростовской и Волгоградской областях, на Ставрополье хозяйства активно страхуют урожаи зерновых, а на Кубани — виноградники. В республиках Северного Кавказа популярно страхование животных. Так, махачкалинский филиал «Югории» застраховал порядка 80% животноводческих хозяйств Дагестана. — Спектр сельхозстрахования в «Росгосстрахе» очень широк: от страхования урожая различных сельхозкультур до сельхозтехники, животных, птицы. Культуры страхуются все — и зерновые, и овощи, и фрукты, причем можно застраховать и сами насаждения, и урожай. Страхуют растения и от болезней, и от вредителей, — пояснил «ЮР» начальник отдела сельхозстрахования ростовского филиала «Росгосстраха» Евгений Ларюшкин. Предметом страховки может быть и имущество хозяйств — здания, помещения, сельхозтехника. Сегодня это особенно актуально, так как банки при выдаче кредита в качестве залога принимают имущество, застрахованное в обязательном порядке. С этого года в «Росгосстрахе» действует новая программа — «Страхование затрат на выращивание урожая»: страховой полис гарантирует сельхозпроизводителю возврат произведенных затрат на производство сельхозпродукции в случае ее гибели в результате опасных явлений. В спектр рисков входят не только засуха, заморозки, буря, град, но и необычные для определенной местности природные явления, болезни, вредители культур, повреждение и уничтожение дикими животными (птицы, грызуны), пожары.
А денег нет — Чаще всего сельхозпроизводители страхуют технику. Урожаи — не так активно, как хотелось бы страховым компаниям и государству, — рассказывает Ларюшкин. Да и в целом свои риски страхуют далеко не все хозяйства. Причин тому несколько, но основная — отсутствие денег. — Селяне, может, и пошли бы страховать свои риски, но проблема в отсутствии средств, поэтому нужны кредиты. По постановлениям кредиты выдаются, но для них нужен залог. А залог у селян есть не всегда, потому что они уже закредитованы, — поясняет директор ставропольского филиала «Югории» Зинаида Дмитриенко. — А в Ставропольском крае в этом году еще и недостаток субсидий из федерального бюджета на краткосрочное кредитование. Все это сдерживает развитие агрострахования. Еще одна проблема — несовершенство законодательства. Закон «О развитии села», вступивший в силу с 1 января 2007 года, ухудшил ситуацию: если раньше государство покрывало селянам 50% уплаченной ими страховой премии из федерального бюджета и оставляло возможность неограниченного софинансирования из краевых и областных бюджетов, то с этого года ограничили 50% из бюджетов всех уровней. — Сельхозпроизводители неохотно страхуют свои риски по ряду причин. Во-первых, на протяжении ряда лет многие хозяйства не полностью показывали вал, уменьшая его. И страховать с заниженной урожайностью сельхозпроизводителю просто невыгодно. Во-вторых, среди крестьян существует мнение, что страховое возмещение либо не выплачивается, либо не так быстро, как хотелось бы, — делится Ларюшкин.
Есть разногласия По данным Всероссийского союза страховщиков, существует два пути страхования сельхозрисков. Первый — напрямую, без каких-либо посредников. Сельхозпроизводитель заключает договор со страховой компанией. Этот путь неудобен тем, что сельхозпроизводитель должен выплатить сразу всю сумму страховой премии. А денег на это у селян, как правило, нет. Второй путь — страхование при помощи банка. Но на это идут далеко не все банки. — У нас было много случаев, когда при наступлении страхового события мы видим в нем элементы либо мошенничества, либо неисполнения договорных обязательств со стороны застрахованного. В этом случае страховые компании не выплачивают возмещение по убыткам — имеют полное право. Получается, страдает банк. Банки недовольны, требуют возмещения ущерба и пытаются любыми путями его получить. А страховщик не будет платить, если нарушены договорные обязательства, — поясняет руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков в ЮФО Юрий Кулик. Еще один вариант — страхование с господдержкой. — В 2007 году заключено более 20 договоров страхования урожая с крупными хозяйствами ЮФО. Договоры в основном заключаются с господдержкой, а застрахованный урожай в большинстве случаев выступает залоговым обеспечением при получении кредита в банке, — говорит Ямашкин из «МАКСа». Но на господдержку согласны не все страховщики. Например, «Ингосстрах» принципиально не желает работать с государством: по словам заместителя гендиректора компании Николая Галушина, механизмы господдержки недостаточно прозрачны. — Может, они и правы. В этой системе есть пробелы. Любые прямые сделки между страхователем и страховщиком более прозрачны, чем с посредниками, — размышляет Кулик. Но, несмотря на все проблемы, Кулик надеется, что в перспективе 100% хозяйств будут страховать свои риски.
Не предел В этом году некоторые хозяйства понесли убытки из-за быстрого размножения хлопковой совки (бабочка-вредитель — «ЮР»): пострадала кукуруза, в садах особый вред нанесен осенним и зимним сортам яблок. А засуха нанесла ущерб практически всем регионам ЮФО. Как сообщил Галушин, «Ингосстрах» выплатил 38 миллионов рублей по потере урожая зерновых в Волгоградской области. Ставропольский филиал «Югории» прогнозирует выплаты своим клиентам на уровне 5—5,5 миллиона рублей. В «Царице» не делают прогнозов — с декабря компания начнет получать данные бухгалтерской отчетности от хозяйств, тогда и будет видно, сколько придется выплатить. «Росгосстрах» уже начал выплаты сельхозпроизводителям Ростовской области. Хозяйство «Солнечное» (Орловский район) получило более 2,5 миллиона рублей, «Радуга» (Белокалитвинский район) — почти 0,5 миллиона. По данным страховщика, в этом году потери урожая зерновых в Ростовской области от засухи составили свыше двух миллионов тонн (более 25% от объема урожая 2006 года), размер ущерба — более трех миллиардов рублей. Ростовский филиал «Росгосстраха» планирует еще 10 выплат пострадавшим от засухи хозяйствам. Прогнозы минсельхоза Ставропольского края неутешительны: следующее лето тоже будет засушливым.
Евгения КОЧЕТОВА