Южно-Российский градостроительный центр уже разработал схемы территориального планирования на 20-летнюю перспективу для Астраханской области и Адыгеи, завершаются аналогичные проекты для Калмыкии, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии. Как рассказал председатель правления Южно-Российского градостроительного центра Юрий Трухачев, в процессе работы появилась идея объединить северокавказские республики единой дорогой, на которую «нанизаны» горно-рекреационные комплексы. — Сегодня много говорят о Красной Поляне, но это маленькая капелька в «ожерелье» Кавказа. Для горного катания и отдыха здесь есть изумительные места, которые по красоте на порядок выше, чем даже Альпы. Единственное — нужно создать транспортную инфраструктуру. По замыслам архитекторов, система автодорог «Кавказская рокада» может объединить в единую сеть туристические маршруты пяти субъектов ЮФО (Краснодарский край, Адыгею, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию). Основная магистраль — от Анапы до Владикавказа — пройдет вдоль Главного Кавказского хребта, боковые ответвления будут иметь выход как к населенным пунктам на черноморском побережье, так и горно-рекреационным комплексам Северного Кавказа. В опорных узлах трассы предусматривается строительство комплексов придорожного сервиса. — Большая часть дороги уже существует, но требует реконструкции и доведения до мировых стандартов, остальное — строительство новых дорог, которые могут быть и платными, — говорит Трухачев. Основной ход магистрали составляет 811 километров, из них реконструкции подлежат 175, а вновь построить необходимо еще 258 километров. Общая протяженность боковых ответвлений «Кавказской рокады» 1,074 тысячи километра, из них реконструировать нужно 408 и вновь построить 316 километров. По предварительным расчетам, строительство «Кавказской рокады» позволит повысить инвестиционную привлекательность рекреационных зон Кавказа, создать около 70 тысяч рабочих мест в рекреационном секторе и сопутствующих отраслях, обеспечить отдых около пяти миллионов человек в год. — Первоначальные вложения, конечно, должны быть государственными, — считает Трухачев. — В туристическом бизнесе, горном особенно, сразу отданные на откуп частному бизнесу территории зачастую не живут. Как правило, развитие территории требует частно-государственного партнерства: государство в пределах 30% вкладывает средства в инфраструктуру, далее инвесторы приходят, начинают строить, обустраивать, эксплуатировать. Если такого партнерства нет, равноценного развития территории не получается. Стоимость «Кавказской рокады» архитекторы Южно-Российского градостроительного центра предпочитают не называть, отмечая, что сейчас идет только предварительная стадия разработки проекта. По данным «ЮР», речь может идти о десятках миллиардов рублей — на стоимость проекта влияет большое количество горных участков, где реконструкция и строительство новых дорог обходятся дороже, чем в равнинной местности. Для сравнения: строительство платной автотрассы Краснодар — Абинск — Кабардинка (протяженность более 147 километров, предусмотрены 32 моста, семь тоннелей, три моста-эстакады) оценивается в 117,5 миллиарда рублей частно-государственных инвестиций. Участие в этом проекте рассматривают Внешэкономбанк (соглашение о взаимодействии банка, Минтранса РФ и кубанской администрации подписано на форуме «Сочи-2007») и Европейский банк реконструкции и развития (встреча руководителей ЕБРР и региональных властей состоялась в октябре). — Сейчас «Кавказская рокада» — это идея, ее нужно разрабатывать дальше, — отмечает Трухачев. — Хотим подключить к работе власти республик, которые сейчас активно занимаются привлечением инвесторов в рекреационно-туристическую отрасль. Впрочем, власти регионов уже озабочены созданием транспортной инфраструктуры. Например, по данным администрации Адыгеи, также целесообразным является проект автосообщения между горными курортами Северного Кавказа и черноморским побережьем по направлению Черкесск — Адлер: строительство магистрали будет способствовать развитию Лаго-Наки как горного курорта, считают чиновники.
|
СПРАВКА «ЮР»
Некоммерческое партнерство научно-проектная организация «Южно-Российский градостроительный центр» образовано в 2004 году на базе персональной творческой мастерской архитектора Трухачева. Основное направление деятельности — разработка градостроительной документации, инвестпрограмм по реконструкции и градостроительному освоению территории. Центром разработаны или разрабатываются около 20 градостроительных проектов, в том числе схемы территориального планирования пяти субъектов ЮФО, «Градоэкологическая концепция освоения левого берега реки Дон в городе Ростове-на-Дону», «Градоэкологическая концепция освоения горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье».
Оксана ЛЕБЕДЕВА