|
Если ошибается повар, его наказывают рублем и административными взысканиями. Если ошибается продавец — его клеймят как «нечистого на руку» и отстраняют от работы. В приведенных примерах все понятно, отношения сторон регламентируются просто: «производитель услуг — потребитель услуг». До некоторого времени отношения «доктор — больной» было не принято относить к сфере потребления. Врачи давали клятву Гиппократа («не навреди!»), и их заверениям пациент должен был верить. Однако информация о случаях, когда после операции в полости живота пациента оставались ножницы, тампоны и даже резиновые перчатки, просачивалась в прессу. Стало понятно — одной верой слову доктора ограничиваться уже нельзя. Если в наступившую эру рыночных отношений операция — это услуга, предоставляемая врачом и медучреждением и оплаченная потребителем, то за брак в своей работе производитель услуги должен отвечать. Сложившаяся ситуация развела врачей и пациентов по разные стороны баррикад. Закон о правах потребителя в данном случае не отвечает всем требованиям тонкой медицинской сферы. — Деятельность системы здравоохранения продолжает регулироваться «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» — достаточно прогрессивного документа для времени, когда он принимался (1993 год), но совершенно недостаточного сегодня. Кроме того, в 1993 году «Основы законодательства» принимались как рамочный закон, на базе которого должны были быть разработаны так называемые законы прямого действия. К сожалению, до сих пор ситуация не изменилась, ни один из актуальных законов принят не был, — с огорчением сообщил «ЮР» президент Российской медицинской ассоциации, доктор медицинских наук Ашот Саркисян. По его словам, медицинское сообщество еще в 2000 году внесло в Госдуму РФ проекты законов «Об обязательном страховании профессиональной ответственности врачей-специалистов в РФ» и «О правах и ответственности пациентов». Разработке этих законопроектов предшествовал ряд документов: Кодекс врачебной этики, Концепция регулирования профессиональной деятельности и страхования ответственности врачей в условиях рынка, Концепция создания системы обязательного страхования профессиональной ответственности врачей-специалистов, Медико-социальная хартия, Конвенция о правах и обязанностях врачей, Концепция защиты прав пациентов, Концепция государственно-общественного управления здравоохранением. Все эти кодексы и хартии были признаны и приняты медицинским сообществом. Но не законодателями… До сих пор ни один из проектов Думой рассмотрен не был. Пациенты продолжают говорить о врачах-убийцах, а среди врачей ходят черные списки «потребительского рэкета» с фамилиями клиентов, умудряющихся во всем увидеть нарушение своих прав и имеющих с «проштрафившихся» докторов немалые доходы. Как утверждают в Российской медицинской ассоциации, даже при тщательно проработанной законодательной базе к каждому отдельному случаю «военных действий» все равно нужно подходить взвешенно и тщательно. Тем более что в РФ отмечается тенденция увеличения количества обращений в различные инстанции с исками о возмещении материального и морального ущерба. За период с 1996 по 2001 гг. число обращений граждан в различные инстанции возросло в 40 раз. — Особенность профессиональной врачебной деятельности состоит в том, что при оказании медицинской помощи медики берут на себя ответственность за последствия, — поясняет Ашот Саркисян. — Но на практике даже при надлежащем выполнении профессиональных обязанностей есть постоянный риск причинить вред здоровью пациента. По словам одного из анонимных собеседников «ЮР» (врача с большим опытом), «даже у самого лучшего врача есть свое «кладбище». Люди, которых он, несмотря ни на что, не смог спасти».
Личное мнение
Петр Филимонов, главврач больницы №8, г. Ростов-на-Дону: — Врач, как и любой другой человек, имеет право на ошибку. Но ошибка ошибке рознь. Понятно горе родственников, но есть детали, о которых могут судить только профессионалы. К примеру, на тысячу случаев восприимчивости к анестезирующим препаратам может быть один случай аллергии, редчайший, описываемый в специальной литературе. Он и произошел, разве мог его врач предвидеть, особенно когда счет идет на минуты и секунды? И о круговой поруке врачей я бы не стал говорить. Любой спорный случай рассматривается на патологоанатомических параллелях или в других научных медицинских обществах. Ни один судебно-медицинский эксперт не будет утаивать расхождения в диагнозах. Законы для всех одинаковы — и для врачей, и для пациентов. Ашот Саркисян, президент Российской медицинской ассоциации, доктор медицинских наук: — В условиях рыночной экономики меняется не только структура причин, приведших к неблагоприятным исходам в медицинской практике. Меняется отношение к этой проблеме как к медицинскому, социальному и юридическому событию. Отсутствие оперативной медико-юридической информации по проблеме экспертизы неблагоприятных исходов при высоком спросе на нее привело к возникновению «информационного вакуума», который стал компенсироваться рождением домыслов. Для восполнения этого пробела Российская медицинская ассоциация учредила Общественную комиссию по экспертизе качества медицинской помощи, позднее — Центр независимой экспертизы РМА. Мы начали формировать банк данных дефектов оказания медицинской помощи в РФ, поскольку этим вопросом ни одно из заинтересованных министерств и ведомств не занимается. Игорь Плешков, руководитель аппарата Комитета Госдумы РФ по здравоохранению: — Российская медицинская ассоциация при всем уважении не является субъектом законодательной инициативы по Конституции и ничего вносить в Думу не может. Возможно, они кому-то направили свои разработки в частном порядке, но не в Думу. Вносить законопроекты может, к примеру, Законодательное собрание, правительство, Минздрав. Законы, о которых вы говорите, действительно важные, мы о них помним. Как только Минздрав внесет нам этот законопроект, так сразу мы официально будем его принимать. Сколько ждать? Поинтересуйтесь у Михаила Юрьевича Зурабова.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
|