|
Европейские стандарты Дореформенная деятельность высшей школы вызывала серьезные нарекания. Специалистов, необходимых рыночно-экономической России, выпускалось ничтожно мало, а уровень их знаний оставлял желать лучшего. Наука влачила нищенское существование. Понятие «высшее образование» нивелировалось до получения корочек, ничего не говорящих об уровне знаний дипломированного. Традиционная для России кризисная ситуация решилась таким же традиционным путем: сверху было дано указание — менять! Была предложена модель: федеральный университет. За основу брались традиции европейского единого образовательного центра, столь желанные для мечтающей вступить в ВТО России, — университеты-города, с их методиками самостоятельного учебного процесса, с системой оценки знаний путем тестирований и оценки труда педагогов по количеству студентов на лекциях. Заинтересованным лицам было дано время для создания собственной концепции реформирования. На ярмарке проектов от ЮФО одержал победу РГУ. Однако ход реформы начал тормозить. Поначалу из слияния вышел Южный научный центр РАН, напомнив всем, что он не находится в подчинении Министерства образования РФ. Затем волна протестов покатилась от ДГТУ. Инженеры для сельского хозяйства не захотели потеряться в гиганте ЮФУ и сумели отстоять свою самостоятельность. Коллектив юридического лица «Таганрогский государственный педагогический институт» высказался единогласно против вступления в ЮФУ. Для слияния остались четыре вуза, надеющихся из процесса извлечь выгоду. Ведь базовый вуз — это доступ к федеральным деньгам (1 миллиард рублей в 2006 году и 2 миллиарда — в последующем), более мелкие компаньоны, статус и надежды на справедливое распределение финансов. Китайский — за сутки — Процесс реформирования напоминает обычную сессию: студент весь семестр ничего не делает, но за три дня до экзамена учит китайский язык и худо-бедно сдает его, — делится с «ЮР» своими наблюдениями преподаватель одного из сливающихся вузов. — Получите реформу и немедленно приступите. До конца текущего года все вузы должны завершить реорганизацию, передачу имущества и оформить юридические документы. «Это нереально», — в один голос утверждают участники процесса. Нереальным оказалось и втискивание русской традиции обучения в европейскую модель: при рубке по-европейски, много щепок летит. «Улетают» известные бренды (РГУ, ТРТУ, РААИ), вслед за ними «уносятся» узкие специализации (Минобразования планирует сократить количество специальностей с 500 до 100), исчезает свобода (бизнес в лице «попечительского совета» будет требовать выполнения своих условий за свои же деньги), и, наконец, печально удаляется великовозрастная профессура. В уже раскритикованной концепции ясно говорится: «…актуальным является: снижение среднего возраста научно-педагогических работников». В распоряжении Михаила Фрадкова прописана и предельная численность преподавательского состава ЮФУ — 8 тысяч 563 сотрудника, которые должны обучать около 40 тысяч студентов. Даже для ученых не пенсионного возраста наступает пора переквалификаций и подтверждения своего ученого звания. За выделенный год нужно практически написать диссертацию, горько шутят преподаватели. Студенты сливающихся вузов также высказывают недовольство, небезосновательно предполагая, что с появлением ЮФУ произойдет сокращение бюджетных мест, повышение оплаты за коммерцию, увеличение управленческого аппарата и неизбежная бюрократизация образования. Есть и опасения, что фундаментальное российское образование сменится схоластичным европейским, особенно в сфере гуманитарных наук. Коня и трепетную лань Административная идея объединения намного опережает реальную подготовку к созданию федерального университета: не только подготовка кадров, но и техническая база должны иметь снабжение в 8–10 раз выше, чем сейчас. — Концепция объединения вузов зависла в воздухе, потому что она оказалась неподготовленной снизу. Идея здравая и необходимая, мало того, у нас в России есть объективно сложившиеся примеры такого объединения (новосибирский Академ-городок), но понимания — как это должно происходить — нет даже на уровне управленческого состава. Все ждут от инициаторов реформы ответа на один вопрос: «Что с нами будет?» — говорит пожелавший остаться неизвестным собеседник «ЮР», преподаватель. — Если бы объединили монопрофильные институты — это было бы логично, если бы ЮФО уже имел такой студенческий городок, как в Красноярске (территориально близко расположены основные учебные заведения и вся прилагающаяся к ним инфраструктура), — тоже понятно. А объединять технарей-ракетчиков из ТРТУ и дизайнеров из РААИ, по меньшей мере, странно. Пока за красивой формой «Южный федеральный университет» скрывается аморфное содержание. — У нас есть концепция, там все записано, остается сделать самую малость — написать сетевой график, когда, что и зачем у нас появляется, — не согласен с такой позицией ректор РГУ Александр Белоконь. — Новый ректор ЮФУ выберет свою команду, которая будет руководить федеральным университетом. Что касается остальных ректоров, которые там есть, каждый найдет себе место в этой жизни. Будут созданы учебно-методические объединения по направлениям (однотипным специальностям), и сами специалисты станут предлагать методы расширения и укрупнения. P.S. Однако, кто станет ректором федерального вуза, пока неизвестно. Когда верстался номер, в Федеральном агентстве по образованию РФ «ЮР» сообщили, что приказ о назначении пока не подписан. Между тем в числе претендентов на кресло и.о. ректора ЮФУ на первый год реформирования называют Владислава Захаревича (ректор ТРТУ) и Александра Белоконя (РГУ).
Комментарии «ЮР»
ЮФУ будет лучше Оксфордского филиала Валерий Кирой, проректор РГУ: — Протестные движения были с самого начала реформирования: из-за слабой информированности части наших преподавателей и студентов и длительности самого процесса. В основном это эмоциональные высказывания. Университеты такого уровня, как будущий ЮФУ, должны обучать от 35 до 50 тысяч студентов. Сейчас в объединяемых вузЗах студентов дневной формы обучения — 24 тысячи, значит, ЮФУ, как федеральное государственное учреждение, будет обладать потенциалом, чтобы осуществлять более обширный набор на бюджетной основе. Цены на коммерческих факультетах никто «задирать» не собирается. Потому что, при вступлении России в ВТО на рынке образования могут появиться западные игроки: какой-нибудь филиал Оксфордского университета начнет конкурировать с тем же ЮФУ. Мы не хотим терять своих будущих абитуриентов. Тут — рыночные отношения. Гигант для распилки денег Евгений Балацкий, доктор экономических наук, завотделом российского «Института экономики, политики и права в научно-технической сфере»: — Укрупнение вузов не повысит качество образования, это профанация. От образовательных гигантов в Европе уже давно отказались, Сорбонна во Франции наоборот раздробилась. А у нас — гигантомания, все сливаем. Наверное, это необходимо властям (чтобы вузы стали более управляемыми), администрации этих новообразований (консолидированная бухгалтерия, огромные средства, которые можно перераспределять, можно строить здания и под это дело отмывать огромные деньги). Новый ректор начинает, как правило, не с улучшения качества учебного процесса, а со строительства нового здания, чтобы гарантировать себе материально обеспеченную старость. Объединение вузов — это серьезный бизнес-проект, оценивать который с точки зрения качества образования не имеет смысла. Просто надо распилить бюджетные деньги. И кто его знает Вадим Дудин, член ЦК профсоюза работников народного образования: — Любая реорганизация повлияет непосредственным образом на существование организаций и коллективов. Представители рособразования признают тот факт, что на 100% сохранить контингент преподавателей и учащихся будет невозможно. Появившееся на свет постановление правительства совершенно не конкретно, это просто политическое решение — создать федеральный университет, по-видимому, и члены правительства пока до конца не определились. Справка «ЮР» В ЮФО работают 145 высших учебных заведений, в числе которых 76 государственных (12% общего количества государственных вузов страны) и 69 негосударственных, более 70 филиалов. 39 из них, в том числе 12 классических университетов, находятся в системе Минобрнауки России. Подготовка специалистов ведется по 42 направлениям, 220 специальностям, треть которых открыта в последние 3–4 года. По количеству высших учебных заведений ЮФО занимает 3-е место в России, по количеству студентов (639 тысяч) — 4-е. На каждые 10 тысяч жителей ЮФО приходится 259 мест в государственных вузах (в среднем по России — 332). Досье«ЮР» В ЮФУ должны были войти: Ростовский государственный университет (РГУ), Таганрогский радиотехнический университет (ТРТУ), Донской государственный технический университет (ДГТУ), Ростовская академия архитектуры и искусства (РААИ), Таганрогский государственный педагогический институт (РТПИ), Ростовский государственный педагогический институт (РГПИ) и Южный научный центр Российской академии наук. К моменту появления распоряжения правительства осталось 4 участника слияния: РГУ, ТРТУ, РААИ, РГПИ.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
|