|
Выгодная мелочь На прошлой неделе замминистра промышленности и энергетики Ростовской области Владимир Бартеньев сообщил «ЮР», что в строительство нефтеперерабатывающего завода в Новошахтинске уже вложено 549 миллионов рублей. На площадке установлены первые нефтеналивные танки и смонтирована ректификационная печь, построена железнодорожная ветка до станции Несветай для вывоза готовой продукции. В этом году планируется завершить установку по производству судового топлива. Проект Новошахтинского НПЗ принадлежит донскому агрохолдингу «Юг Руси», который собирается перерабатывать на нем 1,3 миллиона тонн нефти в год. Всего инвестор планирует затратить 5,7 миллиарда рублей. — Крупный НПЗ в области — это очень выгодно для инвестора. Река Дон является важной водной артерией, а сама Ростовская область — крупный сельскохозяйственный регион, поэтому потребности местного рынка в дизельном и судовом топливе очень велики, — рассказал «ЮР» Владимир Бартеньев. После 2008 года ежегодный объем переработки нефти, возможно, будет доводиться до 2,5 миллиона тонн, и НПЗ начнет выпускать бензин. До этого времени завод ограничится дизельным топливом. Владимир Бартеньев считает, что за счет сокращения транспортных расходов себестоимость продукции агрохолдинга будет ниже привозной (нефтепродукты в область поступают с Волгоградского и Самарского НПЗ, с московских и уфимских заводов, а также от «Астраханьгазпрома»). Источник «ЮР» в донском минпроме однако уверен, что на уровень цен в области строящийся НПЗ никак не повлияет, так как покроет потребности региона в дизеле на считанные проценты. К тому же, «Югу Руси» придется покупать нефть у производителей, а все крупные заводы принадлежат нефтяникам и работают на собственном сырье. Хотя некоторые эксперты не считают это серьезным препятствием. — Вовсе необязательно, что сырье для Новошахтинского НПЗ будет стоить дороже, чем, например, для нашего завода. Все зависит от того, как сумеет договориться руководство, — заявила «ЮР» референт директора Волгоградского НПЗ (входит в НК «Лукойл») Нонна Болдырева. Впрочем, завод в Новошахтинске считается крупным только для Ростовской области, где нет серьезной нефтепереработки, а работают лишь несколько мини-заводов, выпускающих дизель невысокого качества. Вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Сергей Григорьев заявил «ЮР», что 1,3 миллиона тонн в год — это «всего лишь мелкое производство». В пресс-службе Волгоградского НПЗ тоже считают, что это мелкие объемы переработки. Нефтяное основание Материальные очертания мечта донских властей об НПЗ стала обретать в конце века, с началом строительства ветки нефтепровода Родионовка-Суходольная в обход украинской границы. Ветка была окончена в 2001 году, и вскоре областная администрация вышла на руководство ОАО «АК «Транснефть» с просьбой разрешить врезаться в трубу будущему НПЗ. Переговоры были длительными и тяжелыми. В 2004 году, еще до их завершения, обозначились два инвестора, готовые построить НПЗ в Новошахтинске. Это были «Юг Руси» и московское ООО «Агат-Трейд». Последнее, правда, вынашивало скромный проект на 100 тысяч тонн нефти в год (он заглох в прошлом году). Обладминистрация тщательно курировала даже незначительный московский проект, а уж ради местного агрохолдинга сам донской губернатор Владимир Чуб обращался в «Транснефть» за разрешением на врезку. В 2004 году согласие было получено, потом «Транснефть» отказалась, но в 2005 году все же дала окончательное «добро». — В последние годы мы получили, как минимум, шесть предложений о строительстве НПЗ в области, в том числе от иностранных инвесторов. Но вопрос поставки сырья оставался нерешенным, «Транснефть» не шла нам навстречу — и проекты оставались разговорами. Понятно, что «Транснефти» выгоднее транспортировать нефть за границу, чем отгружать ее в Новошахтинске, — рассказал «ЮР» Владимир Бартеньев. Особое мнение Строящийся НПЗ имеет не только и не столько экономическое значение для области, сколько социальное и даже политическое. Во-первых, Новошахтинск находится в депрессивном угольном регионе, чью экономику донские власти поддерживают административными методами. В 2004 году, например, был принят областной закон «О приоритетном развитии шахтерских территорий», который предусматривает для инвестора льготы по земельному налогу, налогу на прибыль и имущество. Город обладает значительными трудовыми ресурсами в лице безработных шахтеров, а НПЗ означает почти тысячу рабочих мест. Политический смысл непрофильного проекта «Юга Руси» состоит в том, что Ростовская область уже много лет соревнуется с Краснодарским краем за звание экономического лидера Юга России. Эти регионы сравнивают на всех уровнях по многим показателям, и постоянно вспоминают при этом, что на Кубани есть нефтепереработка, а на Дону — нет. Скоро Кубань потеряет это преимущество, правда, Новошахтинск никак не сможет угнаться за тремя краевыми заводами (Афипским, Краснодарским и Туапсинским), которые вместе перерабатывают около восьми миллионов тонн нефти.
ПРИМЕЧАНИЕ: одним из крупнейших в ЮФО производителей топлива является ООО «Астраханьгазпром» (дочка ОАО «Газпром»). Сырьем для «Астраханьгазпрома» является не нефть, а газовый конденсат. Ежегодный уровень производства бензина составляет 960 тысяч тонн, дизеля 800 тысяч тонн. «ДОНСКИЕ ВЛАСТИ ЗАШЛИ НЕ С ТОГО КОНЦА» Вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Сергей Григорьев рассказал в интервью «ЮР», почему администрация Ростовской области так долго не могла получить разрешение на врезку в нефтепровод. По мнению топ-менеджера «Транснефти», от его компании в этом вопросе мало что зависело. — «Транснефть» является всего лишь перевозчиком нефти, она нам не принадлежит. Если кто-то хочет построить себе нефтеперерабатывающий завод, даже вплотную к трубе, он должен сначала договориться с владельцем нефти. Ведь нефть он же не воровать будет. Пусть сначала нефтяник согласится продать, даст гарантии поставок, а потом уже выходите на нас! — У администрации Ростовской области не было таких договоренностей? — Они говорили: «Давайте сначала врезку построим, а потом нефть мы уж у кого-нибудь купим!». Но так же нельзя! Ведь нефть к моменту ее поступления в трубу вся распределена между получателями. Я помню, к нам обращался и губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Мы спрашиваем: «Чья нефть будет?», а они:«Да какая разница, вот же труба!» — В правительстве области предполагают, что «Транснефти» просто выгоднее экспортировать нефть, поэтому компания так долго не соглашалась на врезку. — Это, мягко говоря, не так. У нас есть конкретный тариф на транспортировку, и мы доставляем нефть туда, куда укажет нефтяник. Нам все равно, куда. Тем более что НПЗ под Новошахтинском нужен такой незначительный объем, что эта врезка ни в коем случае не имела бы для нас значения. Кстати, НПЗ в Ростовской области будет исключительным. По трубе нефть доставляется только на те заводы, которые принадлежат нефтяным компаниям. Например, на Афипский НПЗ (расположен в Краснодарском крае, контролируется холдингом «Базовый Элемент» Олега Дерипаски — «ЮР») сырье доставляется по железной дороге. А проблема со врезкой могла возникнуть только потому, что донские власти зашли не с того конца.
Александр ВОРОБЬЕВ
|
|