ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Самый сок

Категория: Экономика, Обзор рынка  |  автор: admin
Из банки в картон Производство соков на Юге России — бизнес традиционный. В советские времена сок разливали в миллионы банок и отправляли во все концы большой родины. Трехлитровые баллоны с соком стали одним из символов советской эпохи. Основа современной соковой индустрии — картонный пакет. Экспансия импортных соков в бумажных пакетах на прилавки российских магазинов началась в конце прошлого тысячелетия. Пока российские предприятия продолжали крутить банки, экспортеры наводнили полки магазинов ярко упакованной продукцией. Спрос на нее был столь велик, что за первые годы работы оборот компаний увеличился в несколько раз. Однако постепенно ситуация на рынке стабилизировалась. По данным компании Discovery Research Group, в 2001 году рынок вырос всего на 60%. В 2005 году средний россиянин выпивал всего на 11,8% больше сока, чем в 2004-м. Сегодня средний россиянин выпивает около 12 литров соков и нектаров в год. То есть в ЮФО, по подсчетам «ЮР», в прошлом году было выпито 274 миллиона литров напитков. По оценкам игроков рынка, это всего лишь на 10–12% больше, чем в предыдущий год. В основном южане пили сок, разлитый крупнейшими россий­скими и мировыми компаниями. По данным компании «Бизнес Аналитика», около 64% южного рынка сегодня консолидировано холдингами «Лебе­дянский», «Мултон», «Вимм-Билль-Данн». Они заняли почти равные доли, что независимые эксперты связывают с существующей между компаниями договоренностью. К южному региону гиганты соковой индустрии проявляют неподдельный интерес. — Сегодня можно говорить о некотором замедлении темпов роста сокового рынка в России. Например, в Москве и Питере уровень потребления соков уже приблизился к общеевропейскому, — говорит «ЮР» Антон Сарайкин, пресс-секретарь ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания». — Потенциал для роста сохраняется только благодаря регионам, в том числе и ЮФО. Крупные производители, судя по всему, уже готовятся активно осваивать регионы. «Лебедянский» внедряет новую маркетинговую стратегию, «Вимм-Билль-Данн» хочет вернуть утраченное лидерство за счет новой команды менеджеров и усиления дистрибьюции. «Мултон», вероятно, получит новый толчок для развития благодаря новому владельцу — компании «Кока-Кола», а «Нидан» ведет переговоры с «Пепси-Колой» в надежде получить хорошие инвестиции. Южные гиганты Несмотря на значительное усиление, на Юге России соковые апологеты могут столкнуться с серьезной конкуренцией. Два независимых игрока — краснодарские «Интерагросистемы» (соки под ТМ «Вико», «Сочная долина» и «Перекресток») и волгоградские «Сады Придонья» (ТМ «Золотая Русь», «Сады Придонья», «Спеленок») заявили о намерении занять лидирующие позиции в ЮФО. — Продукция компании «Интерагросистемы» занимает около 2% сокового рынка России, — говорит Наталья Пушкарева, директор по маркетингу. — В наших планах увеличить долю на российском рынке до 5%. В ЮФО компания является безусловным лидером, и в городах наша доля доходит до 30%. Треть рынка, по утверждению Натальи Пушкаревой, компания планирует сохранить за собой и в будущем. Основную ставку здесь делают на расширение производ­ства на существующем предприятии. Большие надежды на новую торговую марку «Удачный день», права на которую недавно куплены у соковой компании «ЮгАгроПроект». Напиток будет создаваться на основе сухофруктов. Сейчас ведутся переговоры о покупке новых линий для производства, в том числе и соков в маленькой упаковке. ОАО «НПГ «Сады Придонья» по итогам 2006 года планирует нарастить объемы в 2,5 раза и увеличить оборот до 2,5 миллиарда рублей. Общие перерабатывающие мощности предприятия сегодня достигают 500 тонн в сутки. В 2007 году компания планирует выйти на объем свыше 600 тысяч тонн в год. Готовится подписание крупного контракта на поставку оборудования стоимостью 10 миллионов евро. По мнению президента компании «Сады Придонья» Андрея Самохина, заниматься производством соков на Юге России довольно выгодно. В среднем маржинальность сокового бизнеса достигает 15%, что для перерабатывающей промышленности весьма неплохой результат. Переработка плодов и производство полуфабрикатов (концентрированных соков) дает рентабельность в 5-10%. Основным конкурентным преимуществом южные «соковики» считают наличие собст­венной производственной базы. Например, в «Садах Придонья» половина всего сырья выращена в Волгоградской и Саратовской областях. Компания располагает 2800 гектарами садов. «Интерагросистемы» яблочный и вишневый соки производит из сырья местного производства. Это позволяет выпускать более качественную и доступную по цене продукцию. Яблоками по бананам Несмотря на взаимное желание лидерствовать, представители компаний конкурентами друг друга не считают. — В 2004 г. компания «Интерагросистемы» была в три раза больше нашей, сегодня мы стали в два раза больше, — признается Андрей Самохин. — Однако я не могу сказать, что мы конкуренты. Ведь главными соперниками для нас являются иностранные производители. Последние, правда, не прочь прикупить выгодные активы на Юге. — В нашу компанию также обращаются с предложениями о консолидации, — признается президент ОАО «НПГ «Сады Придонья» Андрей Самохин. — Но для нас это неинтересно. По прогнозам экспертов, в ближайшее время российский рынок соков претерпит существенные изменения. Скорее всего, на нем останется несколько крупных компаний, которые и будут определять основную политику. Кто именно войдет в число счастливчиков, пока не известно. Однако вполне возможно, что Юг России сможет составить конкуренцию мировым гигантам соковой индустрии. Правда, пока, по оценкам компании «Бизнес Аналитика», в стоимостном выражении доли местных производителей намного скромней, чем у федеральных и иностранных компаний. В ближайшее время доля может существенно уменьшиться за счет ухода с рынка мелких игроков. В условиях жесткой конкуренции они не могут вкладывать достаточное количество средств в продвижение своей продукции. По оценкам игроков, входной билет стоит миллиарды рублей, большая часть из которых уйдет на создание новых брендов. — Время уже упущено, — уверен Сергей Рогузько, независимый эксперт в области продуктового ритейла. — И многим производителям придется просто уйти. В пример эксперт приводит Азовский комбинат детского питания. Несколько лет назад здесь начали развивать направление по производству соков. Однако у компании не хватило ни средств, ни сил, чтобы раскрутить продукцию. По мнению г-на Рогузько, единственным выходом для мелких местных производителей может стать объединение в ассоциацию и создание зонтичного бренда. — У местных производителей прекрасные перспективы в таких категориях, как свежие продукты или продукты без химических добавок, — уверен эксперт. — Но здесь нужно вкладывать средства прежде всего в маркетинг и качество. И необходимо четко отфильтровывать «слабых»: ведь если хотя бы один начнет фальшивить, то погибнут все.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ Андрей Самохин, президент ОАО «Национальная продовольственная группа «Сады Придонья»: — К основным факторам, обеспечившим темпы роста нашей компании, я бы отнес: во-первых, полноту производ­ственной цепочки (мы занимаемся и выращиванием саженцев, и переработкой плодов, и выпуском готовой фасованной продукции); во-вторых, использование в производстве не менее 50% собственного сырья; в-третьих, выпуск качественной продукции в своем ценовом сегменте. Огромную роль играет наличие сильных партнеров. Сегодня российский рынок сока очень насыщен, количество производителей постепенно сокращается, четко прослеживается тенденция консолидации отрасли. Однако сколько бы игроков ни осталось на рынке, мы будем в их числе. Естественно, при интенсивных темпах развития у нас нет времени заниматься чем-то еще, кроме экономики. И как бы ни хотели втянуть нас в политические интриги те, кому нужен PR собственной персоны на фоне искусственно инициируемых слухов вокруг компании, у них ничего не выйдет. Я открыто говорю о том, что как крупное предприятие Волгоградской области, да и Юга России — компания взаимодействует с региональными и местными властями. В совет директоров нашей компании входят два вице-губернатора, часть наших акций принадлежит администрации области, и вместе мы работаем конструктивно. Действительно, губернатор хорошо относится к нашей компании. Ведь он сам был производственником и понимает, какой путь нужно пройти, чтобы получить отдачу только через 5–10 лет. Я уверен, что и с будущим мэром областного центра у нас сложатся хорошие деловые отношения.


ОТ РЕДАКЦИИ В материале «Самый сок» была допущена неточность. В тексте сообщалось о том, что компания «Нидан Соки» «ведет переговоры с «Пепси-Колой» в надежде получить хорошие инвестиции». Как заявили «ЮР» в пресс-службе компании, эта информация не соответствует действительности и такие переговоры не ведутся. «Наверняка, — предположили в пресс-службе, — компанию «Нидан Соки» постоянно связывают с именем Pepsi из-за того, что на московском заводе ОАО «Нидан Соки» идет производство и розлив соков компании Pepsi Bottling Group».

Ирина СКРЫННИК, Екатерина НИКИШКИНА



 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2019 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна