|
Выставка без крыши Последние несколько лет выставочный бизнес развивается по восходящей, являясь одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Юга России. Причем многие из проводимых в ЮФО форумов и выставок носят международный характер. Например, недавний форум «Кубань-2006» по масштабу экспозиции и эффективности участия некоторые эксперты сравнили с выставкой во французских Каннах — MIPIM. Но активное развитие выставочного бизнеса сдерживается нехваткой, а в некоторых регионах полным отсутствием специализированных выставочных площадок. Отсутствие помещений снижает качество выставок и их рентабельность. — У нас в области выставочный рынок представлен тремя организаторами форумов и выставок, — говорит Светлана Пырх, директор по рекламе ВЦ «Царицынская ярмарка» Волгограда, — и для всех троих самая большая проблема — отсутствие специализированного выставочного комплекса. Собственных средств для создания выставочных павильонов у большинства компаний нет. — Аренда съедает большую часть доходов, и у компаний нет средств на развитие, — комментирует ситуацию Ирина Быковская, директор ООО «ЭКСПО-НТПП» города Новороссийска. Игроки рынка надеются на интерес крупных инвесторов. Возможно, что благодаря их участию новые выставочные площадки в скором времени появятся в Волгограде и Новороссийске. Однако далеко не везде желающие строить выставочные комплексы находят взаимопонимание с городскими властями. — Уже на протяжении 15 лет идет разговор о том, что Сочи необходим комплекс для проведения, в первую очередь, культурно-массовых мероприятий, не говоря уже о выставках. Предлагались многочисленные варианты бизнес-проектов, но город пока не выделяет землю, — сетует Инна Захарченко, заместитель генерального директора ЗАО «СОУД — Сочинские выставки». В отсутствие выставочных площадей в Сочи, например, почти все мероприятия форума «Кубань-2006» проводились под открытым небом. По мнению представителей выставочных компаний, появление крупных выставочных площадок может стать настоящей панацеей для выставочного бизнеса. Однако не факт, что все участники рынка смогут воспользоваться преимуществами новых экспоцентров. Площадка не для всех Первые профессиональные выставочные площадки начали появляться в ЮФО в 1998 году, когда заработал выставочный комплекс КраснодарЭКСПО комплекс площадью более 27 тысяч квадратных метров. Он стал самым крупным на Юге России и позволил Краснодару стать лидером по масштабу и качеству мероприятий. В 2005 году началось строительство другого крупного выставочного центра «ВертолЭкспо» в Ростове. Его общая площадь почти не уступает краснодарскому конкуренту. Приступая к строительству, ростовчане заявили о намерении опередить Кубань и стать лидером на выставочном рынке ЮФО. Правда, мероприятия на территории комплексов проводят в основном его владельцы. Остальным приходится или уходить с рынка, или искать новые ниши. — В Краснодаре действует одна выставочная компания, — комментирует ситуацию Сергей Некрасов, генеральный директор ВЦ «Ростэкс». — Есть еще одна, но до сих пор она никак не может набрать обороты. В Ростове когда-то работали 10 выставочных фирм, а теперь 4. По мнению Сергея Некрасова, складывающаяся на Юге ситуация может негативно отразиться на выставочном бизнесе. — Если большую часть рынка региона занимает одна компания, располагающая собственными выставочными площадями, то, возможно, в первое время мы будем наблюдать подъем в отрасли, — убежден собеседник «ЮР». — Но впоследствии это может привести к монополизации, повышению цен, снижению качества. В отсутствие конкурентов выставочник станет диктовать свои условия рынку. Правда, удастся ли местным компаниям сохранить за собой лидерство — пока вопрос открытый. Выставочный рынок Юга России выглядит весьма привлекательным для столичных инвесторов. Например, компания «Максима», занимающаяся экспобизнесом в Москве, планирует построить в Ростове самый крупный выставочный центр на Юге, площадь которого достигнет 30 тысяч квадратных метров.
СПРАВКА «ЮР» На Юге России работают около 30 выставочных операторов. Из них меньше половины можно отнести к средним и крупным компаниям. Самые известные выставочные игроки сосредоточены в Ростовской области и Краснодарском крае. В соответствии с территориальными особенностями регионов основные выставочные мероприятия на Дону проходят в Ростове, на Кубани — в Краснодаре, Сочи и Новороссийске. Каждый город закреплен за определенными выставочными компаниями. В Краснодаре основная доля рынка принадлежит «КраснодарЭКСПО» оставшуюся часть занимает «КубаньЭкспо», в Сочи — активную деятельность ведут «Сочи-Экспо» и «СОУД — Сочинские выставки», в Новороссийске — главный игрок «ЭКСПО-НТПП». Выделить лидера на выставочном рынке Волгоградской области сегодня довольно трудно. Рынок поделен между ВЦ «ВолгоградЭКСПО», ВЦ «Царицынская ярмарка» и ВВЦ «Регион». Ни одна из этих компаний не владеет собственной выставочной площадкой, а значит, и не имеет ярко выраженного преимущества на рынке. В Прикаспийских регионах ЮФО конкуренции на выставочном рынке не наблюдается. Единственный серьезный выставочный оператор в Дагестане «Дагестан-ЭКСПО», в Астрахани — ООО «Парад-Экспо». В Ставропольском крае выставочные мероприятия проходят как в столице региона — Ставрополе, так и на территории Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Совсем недавно курортный район принял очередной ставропольский экономический форум. По мнению участников рынка, КМВ — это своеобразный экономический форпост перед республиками Северного Кавказа, которые сегодня начинают динамично развиваться. Выставки, которые проводятся в Кавминводах, популярны среди бизнесменов Северного Кавказа. Наиболее привлекательными направлениями для организации выставок в ЮФО сегодня являются строительство, сельское хозяйство, винно-водочная промышленность, автомобили, курорты и туризм.
Полина НЕСТЕРОВА
|
|